Posted 28 сентября 2014,, 20:00

Published 28 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Квартирный заговор

28 сентября 2014, 20:00
В ближайшие дни будет передано в суд уголовное дело по факту мошенничества в отношении бывшего сотрудника столичного Департамента жилищной политики Марата Мазитова. ГУ МВД по Москве установило, что чиновник незаконно отчуждал из имущества города квартиры, приватизировал и перепродавал. Затем мошенничество вскрылось, вл

Семье Кузяметовых уведомление о выселении пришло в январе этого года. По словам Татьяны Кузяметовой, трехкомнатную квартиру в микрорайоне Некрасовка они приобрели по предложению сотрудников Департамента жилищной политики.

«В 2013 году к нам обратились как к многодетной семье – у нас трое детей – с предложением приобрести квартиру по социальной программе. Одну часть суммы оплачивает город, вторую – мы. Мы продали свою комнату в коммуналке, чтобы оплатить часть за новую квартиру – около 1,9 миллиона рублей. Мы и года не прожили в этой квартире, как к нам пришли сотрудники департамента и сообщили о выселении. Нас обвинили в мошенничестве и предупредили, что, если выселимся добровольно в течение двух недель, то не будут подавать в суд», – вспоминает Татьяна Кузяметова.

Через несколько дней после уведомления о выселении Кузяметовых вызвали в МВД на Лубянку для дачи показаний. Там выяснилось, что на сотрудника департамента Марата Мазитова, который оформлял сделку, заведено уголовное дело по этому и другим фактам незаконного оформления жилья в частную собственность. Семья Кузяметовых была признана потерпевшей. Однако в июне Кузьминский суд Москвы все равно принял решение о выселении Кузяметовых.

«В суде нас обвинили, что мы мошенники и вселились незаконно, по подложным документам. Представители департамента и прокурор настаивали также, что мы не могли получить квартиру по социальной программе, так как не стояли в очереди на жилищный учет. Они посчитали, что сумма, которую мы оплатили за квартиру, была взяткой должностному лицу. Когда наш адвокат заявил ходатайство судье о том, чтобы пригласить на судебное заседание людей, участвовавших в сделке, Марата Мазитова и человека по фамилии Волков, чья подпись стояла в документе социального найма, ему было отказано. Представитель департамента сказал, что эти люди в ведомстве не работают», – рассказывает Татьяна Кузяметова.

В начале июля адвокат семьи подал апелляцию в Мосгорсуд. Кузяметовы надеются, что вторая инстанция при рассмотрении дела будет более объективна, иначе Кузяметовы с тремя детьми останутся на улице. К тому же, по словам Татьяны, уже закончилось предварительное следствие в отношении Марата Мазитова, и в ближайшее время дело будет передано в суд.

Проблема выселения добросовестных собственников не является новостью, заявил на днях уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский в ходе слушаний в Общественной палате РФ. «Схема состоит из нескольких шагов. На первом этапе приватизируется квартира. Потом происходит регистрация – в ней участвует федеральный чиновник, который заверяет документы, выдает свидетельство о собственности. Потом собственник квартиру продает. После нескольких сделок она попадает к ничего не подозревающему покупателю. А через 3–5 лет выясняется, что приватизация мошенническая. Допустим, проведена по доверенности, которая выдана через год после смерти человека», – поясняет уполномоченный по правам человека. По его словам, сделки по приватизации заключались государством в лице его должностных лиц, в обязанность которых входило обеспечение проведения необходимых проверок и чистоты сделки. «Неисполнение этой обязанности порождает ответственность государства и не может стать основанием для возложения бремени последствий сделки на добросовестных приобретателей», – пишет Музыкантский в своем докладе «О проблеме защиты жилищных прав добросовестных покупателей». Правозащитник советует пока вообще не покупать жилье на вторичном рынке.

Еще в 2011 году вопрос, связанный с изъятием мошеннически приватизированного жилья у собственников, рассматривался Европейским судом по правам человека. Речь идет о деле «Гладышева против России». В случае истицы сделка по приватизации квартиры, которая была продана ей через несколько лет, проводилась на основании утерянного паспорта, после чего квартиру несколько раз перепродали. Суд удовлетворил ее жалобу, признал за ней нарушение прав и предписал обеспечить полное восстановление прав на квартиру и отмену распоряжения о выселении. Кроме того, Европейский суд указал, что «...риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица». Пока Светлана Гладышева – единственная из обманутых москвичей, кому удалось добиться удовлетворения иска против столичных властей.

В пресс-службе Департамента жилищной политики на запрос «НИ» ответили, что жилые помещения «выбывают из государственной собственности по подложным документам, однако их поддельность не может быть установлена сотрудниками департамента». Исковые заявления об истребовании квартир обратно в городскую собственность подаются согласно статьям Гражданского кодекса 301 и 302, которые говорят о правомерности выселения добросовестного приобретателя. «Заявляя иски, департамент не располагает сведениями о том, являются ли ответчики добросовестными собственниками. Установить это может только суд», – пишет пресс-служба. Там также отметили, что правомерность Департамента жилищной политики как законного собственника по истребованию жилых помещений подтверждается постановлением Европейского суда.

В пресс-службе, кроме того, подчеркнули, что если изымаемое жилье – единственное, то этим собственникам исковые требования о выселении не предъявляются. Однако многочисленные истории жертв квартирного обмана, указанные в докладе Александра Музыкантского, в том числе история семьи Кузяметовых, подтверждают обратное.

В начале сентября член Общественной палаты РФ, руководитель правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер направил на имя президента Владимира Путина, генерального прокурора Юрия Чайки и мэра Москвы Сергея Собянина письма с просьбой провести «проверку деятельности руководства Департамента жилищной политики и заместителей мэра Москвы в Правительстве Москвы, курирующих данную сферу, на предмет возможного сговора с правоохранительными органами, органами прокуратуры и судами г. Москвы с целью сокрытия фактов участия сотрудников ДЖП и ЖФ в мошеннических действиях с жилыми помещениями, повлекшими судебные иски ДЖП и ЖФ о выселении добросовестных приобретателей жилья». Ответа на него г-н Альтшулер пока не получил.

"