Posted 28 сентября 2008,, 20:00

Published 28 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Их маленький плот

28 сентября 2008, 20:00
Так совпало, что в последние дни драматичные события разворачивались вокруг двух судов, имеющих отношение к России и Украине. В минувший четверг у берегов Сомали пираты захватили украинское судно «Фаина» с нашими соотечественниками на борту, а рано утром в субботу в водах Болгарии потерпел крушение сухогруз «Толстой»,

В воскресенье около 4.00 утра двое членов экипажа «Толстого» дали о себе знать. Один из матросов – украинец Андрей Криженовский – отправил SMS матери и сестре. «Мы находимся на импровизированном плоту, – написал он. – Видим берег, но доплыть до него без посторонней помощи не можем. Один из нас в тяжелом состоянии. Он неадекватен, и у него высокая температура». Узнав об этом, представители украинской компании, которая эксплуатирует судно, позвонили спасателям. «Дежурный морского спасательно-координационного центра министерства транспорта и связи Украины в Одессе лично связался с матросом и посоветовал ему позвонить на экстренный номер 112, – рассказали «НИ» в пресс-службе МИД Украины. – Это позволило определить местонахождение моряков». Однако вчера на момент подписания в печать номера «НИ» найти моряков так и не удалось.

«Мы вычислили их местонахождение – недалеко от границы с Турцией, получили разрешение войти в ее территориальные воды, к поиску подключились также турецкие спасатели, – пояснил «НИ» исполнительный директор Морской администрации Минтранса Болгарии Николай Апостолов. – Но связаться с моряками мы так и не смогли. Возможно, в их телефоне села батарейка». Еще около 9.00 утра в воскресенье моряки пустили сигнальную ракету вблизи города Бургас (местность Царевец). «Это, скорее всего, еще кто-то из членов экипажа», – отметил Николай Апостолов, добавив, что в поисковой операции задействованы семь кораблей и вертолет.

Сухогруз «Толстой», перевозивший металлолом из Ростова-на-Дону в турецкий порт Нимруд, попал в сильный шторм вблизи мыса Эмин, рядом с территориальными водами Болгарии, около 4.00 утра в субботу. На борту находились десять членов экипажа – один россиянин – капитан корабля Андрей Кулик – и девять украинцев.

Их имена уже известны. Это старший помощник капитана Игорь Смольник, второй помощник Сергей Зоря, старший механик Иван Стеновиш, второй механик Александр Гламжин, третий механик Иван Падаруев, матросы Андрей Криженовский, Александр Дроздов и Денис Метряхев и повар Кирилл Хохлов. «Затопление произошло очень быстро, потому что экипаж не дал сигнала бедствия и не успел спустить шлюпки на воду», – сообщил «НИ» морской эксперт, представитель агентства «Морские вести России» Михаил Войтенко. Около 5.00 утра корабль пропал с экранов радаров, а в районе мыса Эмин спасатели обнаружили аварийный буй грузового судна и пустой спасательный плот. «Мы постоянно следим за развитием событий», – заверили «НИ» в Генконсульстве России в Варне (Болгария). Спасатели не теряют надежды, что выживут все попавшие в беду моряки, потому что вода у Черноморского побережья Болгарии теплая – +20–21 градусов. С другой стороны, все выходные там была неблагоприятная погода – с минувшей пятницы из-за сильных ветров даже был закрыт для захода судов крупнейший болгарский порт Варна. «Если они успели надеть спасательные жилеты, то шанс есть», – добавляет Михаил Войтенко.

Судно «Толстой» ходило под флагом КНДР, принадлежало американской компании Picasso Shipping, а эксплуатировался киевской «дочкой» кипрской компании Regina Shipping. По оценкам экспертов, техническое состояние судна оставляло желать лучшего. «Об этом можно судить по тому, что корабль ходил под «удобным» северокорейским флагом, под которым регистрируется очень много некачественных, аварийных судов, – объяснил «НИ» Михаил Войтенко. – Кроме того, у «Толстого» не было класса Российского морского регистра – это тоже оценка его качества». Это судно класса «река-море» было построено еще в 1970 году. «Скорее всего, состояние корабля никем, кроме сотрудников порта, не контролировалось, – говорит Михаил Войтенко. – А Ростов-на-Дону славится слабым контролем. После прошлогодней катастрофы в Керченском проливе было много разговоров о том, чтобы усилить в ростовском порту проверки качества выпускаемых в море судов, но пока это только разговоры».

"