Posted 28 сентября 2006,, 20:00

Published 28 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Споенный коллектив

Споенный коллектив

28 сентября 2006, 20:00
Ученые Калифорнийского университета обнародовали на днях сенсационные результаты уникального исследования. Они установили, что сотрудники, склонные к выпивке, приносят корпорациям в среднем на 10–14% больше прибыли, чем их непьющие коллеги. Опыт целого ряда российских корпораций подтверждает выводы заморских ученых. Вп

Уже больше трех веков в России деловые переговоры не обходятся без распития спиртного. Правильность такого подхода к бизнесу наглядно подтвердили социологи из Калифорнийского университета в Сан-Хосе. Ученые подсчитали, что сотрудники, не брезгующие периодически пропустить рюмку-другую, приносят фирме на 10–14% больше прибыли, чем строгие трезвенники. Интересно, что для выпивающих мужчин рост удельной нормы прибыли по сравнению с непьющими составил 10%, а для женщин – 14%. Причина столь поразительных показателей – в высокой социальной эффективности сотрудников. За кружкой пива или бокалом вина гораздо проще найти общий язык с партнером или клиентом. Причем налаженные с помощью алкоголя контакты лишены формализации, а значит, более прочны и долговечны. Кроме того, калифорнийские социологи убеждены, что интерес к выпивке сплачивает коллектив, помогает формированию команды внутри организации, члены которой стоят друг за друга горой.

Тост за процветание компании

Российская практика данные американских исследователей частично подтверждает. У нас представители целого ряда профессий просто по долгу службы вынуждены проводить переговоры в ресторанах, являться на фуршеты и банкеты. В такой ситуации непьющие обречены выглядеть белой вороной. «В моей компании я считаюсь самым успешным сотрудником, – рассказал «НИ» менеджер по продаже рекламных площадей компании Mind Factory Андрей Никифоров. – При этом 99% сделок я заключаю за рюмочкой коньяка. Расчет простой. Если я прихожу к потенциальному заказчику с пустыми руками и о чем-то его прошу, мне скорее всего откажут. Другое дело, если я появляюсь на пороге кабинета с бутылочкой дорогого алкоголя в руках. Это сразу располагает ко мне клиента. Многие из них стали моими личными друзьями, и все только благодаря тому, что мы вместе выпивали по служебной, так сказать, необходимости».

Формально на территории фирмы Андрея пить запрещено, но что происходит за пределами компании, руководство не интересует. Начальнику важно только количество подписанных договоров. «Да и насколько я знаю, он тоже частенько проводит деловые переговоры в неформальной обстановке. На этом сейчас строится весь российский бизнес», – подчеркнул г-н Никифоров.

Совместно распитие в день выдачи зарплаты серьезно способствует сплочению коллектива. За кружкой пива прекращаются офисные войны и образуются прочные корпоративные связи. «Если человек пьет на корпоративных мероприятиях, которые устраивает компания, то это уже располагает к нему людей, он вливается в атмосферу, не обособляется, – рассказала «НИ» психолог-терапевт столичного Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. – Это способствует интеграции новых сотрудников в коллектив, сглаживает многие противоречия. Непьющему в этом смысле гораздо сложнее».

«В нашей компании очень сильны традиции, – поделилась с «НИ» кадровый менеджер одной из юридических фирм Москвы Галина Осипова. – Дни рождения, покупки машин, новоселья и все прочие праздники отмечаются у нас всегда на широкую ногу. Так уж получилось, что у нас и руководство, и персонал очень любят выпить. В праздничные дни мы прекращаем работать примерно в 4 часа, но где-то до 12 ночи мои коллеги сидят за столом. Я принципиально не пью и ухожу в начале пятого, лишь символически поздравив виновника торжества. На следующий день коллеги рассматривают фотографии с вечера, обсуждают какие-то курьезы, а мне говорить с ними не о чем. Я уже начинаю чувствовать себя изгоем».

В ряде компаний среди пьющих и непьющих сотрудников разворачивается настоящая война за место под солнцем. Особенно осложняется ситуация, когда в коллективе имеются «зашитые» алкоголики. «Я уже давно заметил, что принципиальные трезвенники в нашей компании образовали особую группу, – рассказал «НИ» сотрудник крупного издательства Юрий Зайцев. – Если возникает какой-то конфликт, они всегда выступают вместе и обвиняют во всех неудачах компании корпоративные вечеринки. Несмотря на то, что мы всегда ведем себя прилично и много не пьем, так называемые трезвенники просто приходят в бешенство от наших корпоративных посиделок. Дело в том, что самый главный активист – «зашитый» алкоголик. Что же касается результатов исследования американских ученых, то я их полностью поддерживаю, так как корпоративные мероприятия улучшают микроклимат в коллективе, а следовательно – повышается и производительность труда».

Умом непьющих не понять

С этой точкой зрения согласны и ведущие бизнес-тренингов. Психологи утверждают, что склонность к выпивке заложена уже в менталитете россиян. И если ты хочешь построить карьеру, умеренно выпивать необходимо. «Сейчас в ряде компаний существует целая шкала привилегий, которая строится на том, кого шеф пригласит выпить, – рассказала «НИ» психолог Татьяна Мужицкая. – В таких фирмах идет настоящая борьба за благосклонность начальника. Потом сотрудники обсуждают, чем шеф угощал подчиненного. Хороший коньяк означает особое расположение руководства, а молдавское

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

вино наливалось наименее ценным сотрудникам».

«У меня в кабинете есть бар, который всегда открыт. После рабочего дня любой сотрудник может прийти и налить себе рюмку коньяка, – сообщил «НИ» генеральный директор маркетинговой компании «R&I» Юний Давыдов. – Да и большинство деловых переговоров не обходится без спиртного, независимо от того, проходят они утром или вечером. Коньяк уже приобрел в нашей стране представительские функции. Так что свой служебный бар мне приходится пополнять регулярно. Мы даже сотрудничаем с компанией, поставляющей алкоголь оптом. Они сами звонят нам и спрашивают, не нужно ли чего».

Г-н Давыдов считает результаты американского исследования оправданными, однако с сотрудниками-алкоголиками расстается безжалостно. «Я уже уволил несколько человек за пьянство, – пояснил «НИ» директор. – Нужно четко различать грань между выпивкой в честь дня рождения, на деловых встречах или после рабочего дня и алкоголизмом. Среди уволенных оказался и очень ценный сотрудник. Он подвел нас только один раз, но очень сильно. Мы поняли, что положиться на него нельзя».

Нет, ребята-демократы, только чай

Чтобы сотрудник пил, но не спивался, кадровые менеджеры стараются выявить потенциальных алкоголиков еще при приеме на работу. Большинство из них тщательно маскируются под нормальных, здоровых людей. Однако руководство понимает, что пускать таких представителей компании на деловые переговоры и доверять им не стоит. Вот и приходится искать все новые и новые способы выявления алкоголиков раньше, чем они успеют нанести фирме существенный урон. В большинстве крупных корпораций при приеме на работу делается запрос в милицию, чтобы узнать, попадал ли когда-нибудь соискатель в кутузку за пьяный дебош или драку.

«Одно время я сильно пил, но очень хотел устроиться на работу, – поделился с «НИ» главный инженер Сергей Выселович. – И такой случай однажды представился. Я хорошо оделся, побрился, привел себя в человеческий вид и пошел на собеседование. А там, представляете, ответы на вопросы проверяют с помощью детектора лжи. И это в кондитерской-то компании! Вот и спрашивают меня – любите ли вы выпить. Я, разумеется, отвечаю, что нет. Тут-то детектор меня во лжи и засек».

Те компании, которые не имеют возможности проверять соискателей на полиграфе, нередко предпочитают от греха подальше ввести у себя сухой закон. «Лучше потерять процент прибыли, чем превратить офис в притон», – в один голос отмечают они. «У нас вообще не бывает корпоративных мероприятий, – пояснил «НИ» начальник отдела кадров ОАО «Первый полиграфический комбинат» Виктор Завиров. – Дни рождения отмечаем только чаем со сладостями. Мы убеждены, что пьющий человек просто опасен для производства».

В некоторых компаниях сотрудники о спиртном стараются вообще не думать. «У нас настоящий сухой закон. Даже упоминание выпивки в разговоре строго запрещено, – пожаловался «НИ» сотрудник московского представительства известной транснациональной корпорации Станислав С. – Неоднократно были случаи увольнения коллег, приходивших на работу с похмелья. На мой взгляд, это уже перебор».

Добро пожаловать к наркологу

Российские психологи убеждены, что алкоголь действительно может способствовать карьерному росту, но только не в нашей стране. Проблема в том, что россияне просто не умеют пить. Даже взрослые люди зачастую не знают свою норму. «У нас нет умеренности. Это самая страшная болезнь общества, – рассказал «НИ» руководитель Центра практической психологии Сергей Ключников. – Люди просто переходят черту. Для руководства компаний очень рискованно превращать корпоративное мероприятие в большую пьянку. Они таким образом рискуют выпустить джинна из бутылки, увидеть своих сотрудников в скотском виде. Уволить за это неэтично, но и работать с опозорившимся человеком сложно. Коллеги начинают просто стесняться друг друга».

Наркологи в свою очередь предупреждают, что именно корпоративные праздники и деловые переговоры являются одной из основных причин алкоголизма среди представителей творческих профессий. «У нас таких случаев сколько угодно, я вам точно не могу привести клинические случаи, их слишком много, – сообщила «НИ» врач-нарколог наркологического диспансера № 14 Зоя Кершенгольтц. – В основном это люди современных профессий: менеджеры, рекламщики. У них же постоянно какие-то договоры заключаются, они это празднуют. Несколько переговоров, три вечеринки – и, если есть генетическая склонность к алкоголизму, добро пожаловать к нам на прием».

ЗНАМЕНИТЫЕ ПЬЯНИЦЫ МИРА

В августе 2006 года в США актер Мел Гибсон был приговорен к трем годам условно за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Кроме этого, суд штата Калифорния обязал актера выступить с публичными заявлениями о том, насколько рискованно вождение в нетрезвом состоянии, и пройти курс лечения от алкогольной зависимости. За неделю до этого машину известного актера и режиссера остановила полиция. Пьяный Гибсон вступил в перебранку со стражами порядка, допустив при этом ряд оскорбительных высказываний.

В январе 2006 года ушел в отставку председатель третьей по значимости в Великобритании Либерально-демократической партии. 46-летний Чарлз Кеннеди покинул свой пост после того, как соратники обвинили его в целой серии злоупотреблений. Среди прочего партийцы вменили своему лидеру в вину систематическое пьянство.

В феврале 2002 года в Хорватии за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения был отправлен в отставку мэр столицы страны Загреба Милан Бандич. Будучи «под мухой», мэр врезался в другую машину. Полиция установила, что градоначальник стал безусловным виновником аварии. Несмотря на то, что Бандич уплатил штраф, лишился водительских прав и принес публичные извинения, городской совет столицы Хорватии единогласно решил примерно наказать провинившегося мэра.

Творческая и политическая элита России испокон веков отличалась большим количеством «знаменитых пьяниц»: цари Иван Грозный и Александр III, поэты Александр Сумароков и Сергей Есенин, композитор Модест Мусоргский, художник Алексей Саврасов, писатель Александр Твардовский. И это далеко не полный список известных россиян, которые были неравнодушны к «зеленому змию».

Великий реформатор и просветитель и не менее великий любитель пышных застолий Петр I приобщал жителей Санкт-Петербурга к знаниям, в том числе с помощью водки. Император распорядился бесплатно наливать на входе рюмку этого напитка каждому посетителю Антропологического музея.

"