Posted 28 сентября 2004,, 20:00

Published 28 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Виктор Похмелкин

Виктор Похмелкин

28 сентября 2004, 20:00
Не надо поощрять коррупцию

Предлагаемые поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся ужесточения наказания за нарушения правил дорожного движения, юридически несостоятельны. Фактически депутаты предлагают установить ответственность без вины. Ведь согласно этому законопроекту, даже если правила нарушил другой человек, сидевший за рулем, отвечать все равно придется собственнику автомобиля. Это противоречит базовым принципам нашего административного законодательства, которое устанавливает ответственность лишь за личную вину.

Но дело не только в этом. Проблема глубже. Сегодня любое ужесточение мер ответственности за нарушение правил дорожного движения разбивается об один фактор – мы имеем дело с коррумпированной, недобросовестной, непрофессиональной системой ГИБДД, которая призвана эти меры осуществлять. Это все знают и понимают, даже сами руководители ГИБДД. Во многом это происходит не от хорошей жизни, особенно в условиях хронического недофинансирования из бюджета. Люди получают маленькую зарплату, технически слабо оснащены, и это вынуждает их кормиться за счет водителей. Но любое ужесточение, любые меры будут разбиваться об эту коррумпированную систему.

Результат будет один: резкий рост взяток. Принцип же неотвратимости наказания как раз работать не будет. Сначала надо провести реформу ГИБДД, сделать службу современной, профессиональной, поставить ее под серьезный общественный и государственный контроль и только после этого давать человеку с жезлом дополнительные полномочия.

Кроме того, анализ причин ДТП показывает, что основные проблемы – не в санкциях. Посмотрите, что происходит – растет общее количество ДТП, но индекс аварийности остается примерно на одном уровне. С другой стороны, примерно на 20–30% возросло количество ДТП, произошедших из-за некачественного покрытия дорог. И, наконец, последняя цифра, тоже очень важная, у нас количество ДТП находится примерно на одном уровне с Америкой, а смертность в 2,5–3 раза выше. Потому что у нас небезопасные автомобили.

Вот где надо искать корень проблемы. Если мы хотим обезопасить дорожное движение, нам нужны другая ГАИ, хорошие дороги, безопасные машины. Я думаю, что предлагаемые поправки по правовым соображениям на этот раз будут отклонены. Тем не менее попытки решать проблемы безопасности дорожного движения не реформами, а внешне эффективными мерами, расширяющими полномочия ГАИ, будут продолжаться. Тем более что само руководство этой службы, к сожалению, заинтересовано именно в таком развитии событий.

Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, лидер «Движения автомобилистов России»

"