Posted 28 августа 2014,, 20:00

Published 28 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Немецких школьников переводят на айпэды

28 августа 2014, 20:00
Немецких школьников переводят на айпэды

Глобальные нововведения в немецких школах случаются крайне редко, и иногда по поводу них проводят региональные или даже общенациональные референдумы. Так, несколько лет назад обучение в гимназиях стало на год короче. Но в принципе при устоявшейся и во многом традиционной системе обучения какие-то новшества в немецких школах ввести крайне сложно. Например, при сложившейся практике в ФРГ уже в четвертом классе фактически предрешено будущее детей, так как по результатам их оценок определяется путь – либо в гимназии и дальше в университет, либо в школу для детей с не самыми лучшими оценками (Hauptschule), откуда путь к высшему образованию практически закрыт. И как ни бьются родители и педагоги, в особенности из бывшей ГДР, за введение системы общеобразовательных школ, где шанс показать себя есть у ребенка на протяжении всех лет обучения, пока все тщетно, и многие дети получают волчий билет слабенького ученика однажды и навсегда.

Но независимо от того, в какой школе – для способных или для слабеньких – учится ребенок, он никогда не проходит такого предмета, как литература. Не предусматривает школьная программа изучение ни классиков зарубежной поэзии и прозы, ни Гете, Шиллера, Гейне, Томаса Манна, Брехта и Фейхтвангера. Зато школьники на занятиях по немецкому языку почти обязательно пишут рефераты на тему «Что нужно сделать для того, чтобы школьники читали книги». Латынь в гимназиях – обязательный предмет. Трудный, мертвый язык, который кроме будущих медиков мало кому в жизни может пригодиться, дети учат, как «Отче наш», и освобождения от этой тоже архаичной дисциплины пока не предвидится. А в некоторых учебных заведениях Баварии до сих пор существует раздельное обучение мальчиков и девочек.

Правда, факультативно дети могут заниматься, к примеру, риторикой, актерским искусством, изучать испанский или итальянский языки. Нововведения же внутри одной конкретной школы могут происходить по решению педагогического коллектива. Так, в этом году кое-где в качестве эксперимента один из старших классов становится так называемым «айпэд-классом», где роль тетрадей и папок с материалами выполняет компьютерный планшет. Совсем малосущественные изменения, например, иметь ли в этом году учащимся классный дневник или нет, какими пользоваться учебниками, находятся в компетенции классного руководителя и других педагогов, и свобода действий учителям тут предоставлена полная.