Posted 28 августа 2012,, 20:00

Published 28 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

«Нетрезвые люди ездят гораздо осторожнее трезвых»

28 августа 2012, 20:00
Ежедневно, по данным ГИБДД, за езду в нетрезвом виде в России лишают прав около тысячи водителей. Корреспондент «НИ» подежурил с нарядом полиции и выяснил, как инспекторы узнают, в какой из машин за рулем пьяный, можно ли пить квас перед тем, как сесть за руль, и почему половина нарушителей правил оказываются друзьями

Капитан полиции Олег Каркалев и его коллега старший лейтенант Валерьян Блюдин служат в спецроте ДПС ГИБДД оперативного реагирования управления МВД по Ульяновской области. Усевшись в патрульные «Жигули» 15-й модели, сразу замечаешь, что прогресс дошел до Госавтоинспекции: все лобовое стекло машины завешано приборами – видеокамера, радар, регистратор. «Все теперь большие специалисты в юриспруденции. Чуть что – начинают качать права. Покажите видеозапись! А в каком законе это написано?» – рассуждает Олег Каркалев. На колени он сразу кладет ноутбук, подключенный к Интернету, – теперь «пробить» водителя по номеру водительского удостоверения можно за секунды.

«Если не против, в центр поедем», – сообщает Валерьян Блюдин наш маршрут. И на вопрос, каких именно нарушителей едем ловить, отвечает со смехом: «Это же как рыбалка – никогда ничего заранее нельзя сказать точно». Интересуюсь у инспекторов, как они относятся к идее возвращения допустимого уровня алкоголя в крови в пределах 0,3 промилле – дескать, все делается для того, чтобы автомобилисты, выпившие «Корвалол» или квас перед поездкой, не остались без прав за езду в нетрезвом виде.

«Нет никакой разницы – можно вернуть 0,3 промилле, но ничего не изменится, – возражает капитан Каркалев. – Люди и раньше пили, и сейчас пьют. А историй про то, как человек выпил стакан кваса и его якобы за это лишили прав, мы много слышали. Ерунда все это! Просто, как правило, одним квасом люди не ограничиваются. Не в менталитете русского человека выпивать одну рюмочку и вставать из-за стола». Валерьян Блюдин добавляет, что чаще нарушают правила молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет: «На их счету самые страшные аварии. Сейчас просто машины стали очень доступными, благо кредит оформить несложно».

Мы останавливаемся на улице Гончарова – центральной магистрали Ульяновска. Олег Каркалев в ярко-зеленой форменной жилетке выходит из машины. «Вот сейчас многие говорят, что инспекторов ДПС вообще надо убрать с дорог, заменив их видеокамерами. А вы как к этому сами относитесь?» – задаю Каркалеву провокационный вопрос. «Инспекторов теперь и так стало мало, неужели не заметили? А если нас вообще убрать – полнейший произвол начнется, никто вообще ничего бояться не будет», – уверен капитан.

Проблема видеофиксации, как выяснилось, вообще больная тема для инспекторов. «С одной стороны, хорошо, что появились камеры, они действительно дисциплинируют водителей. А с другой – прекрасно видишь, что человек поворачивает в неположенном месте, останавливаешь его, а он начинает возмущаться – дескать, не поворачивал я, покажите видеозапись. Но ведь мы по закону имеем право выявлять нарушителей не только при помощи систем видеофиксации, но и визуально. Сам посуди – как раньше, когда этих камер не было, ГАИ работала?» – рассуждает Каркалев.

Капитан выходит на проезжую часть, и взмах жезла останавливает изрядно потрепанные «Жигули». Уже издалека инспектор замечает, что машина перегружена – на заднем сиденье находятся четыре человека. Из-за руля выскакивает взволнованный парнишка в шортах и начинает сбивчиво оправдываться: «Командир, мы спортсмены, прости, пожалуйста, торопимся».

Лицо капитана Каркалева становится непроницаемым. Через минуту автомобилист протягивает инспектору мобильный телефон: «Поговорите, пожалуйста, там с вами советник губернатора хочет пообщаться – Сергей Викторович». Выражение лица у Каркалева не меняется. «Я подчиняюсь начальнику ГИБДД Ульяновской области, а не советнику губернатора, поэтому общаться не уполномочен», – отвечает инспектор. «Часто люди вот так козыряют своими знакомствами с чиновниками?» – интересуюсь я. «Еще бы, – ухмыляется Олег Каркалев. – У нас, если послушать, каждый второй водитель – большой друг губернатора».

К патрульной машине подходит интеллигентного вида молодой человек. «Простите, – обращается он к Валерьяну Блюдину, – давно хотел узнать – можно ли за рулем употреблять квас?» Старший лейтенант улыбается: «А вы читали, что на этикетке написано о содержании в напитке алкоголя?» «Но там же совсем немного алкоголя», – не унимается любопытный собеседник. «Ну, вот вас немного и лишат прав», – смеется Блюдин. Потом он серьезно объясняет, что употреблять квас перед поездкой все же нежелательно. «Все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, а также от самого кваса и количества выпитого. Но я бы рисковать не стал», – резюмирует старший лейтенант. «А можно я у вас в алкотестер подышу?» – интересуется молодой человек. «Не, у нас все с этим строго, – отмахивается инспектор. – Это же не экспериментальная лаборатория».

В этот момент из плотного потока Олег Каркалев вдруг вытягивает очередной автомобиль. Спрашиваю у инспектора, исходя из каких соображений он решает остановить конкретную машину. «Чаще всего помогает интуиция. А вот в этом случае обратил внимание, что водитель почему-то, несмотря на вечер, едет с выключенными фарами. Как ни крути, а пьяные люди за рулем все равно как-то выделяются», – рассказывает капитан.

Каркалев представляется водителю и просит предъявить документы. «Шеф, нет документов», – разводит руками, явно волнуясь, небритый мужчина за рулем. «А куда тогда едешь?» – интересуется инспектор. «Куда-куда! За документами домой», – объясняет водитель. Каркалев просит автомобилиста пройти в машину к напарнику и тихо сообщает мне: «Кажется, это наш клиент». «В смысле?» – не сразу понимаю я. «В том смысле, что пьяный, – объясняет капитан. – Сейчас Валера его проверит».

Инспекторы не скрывают: когда появляются сомнения, а не пьяный ли водитель за рулем, они просят пройти его в патрульную машину. В замкнутом пространстве, в салоне автомобиля, гораздо проще, нежели на воздухе, убедиться – трезвый за баранкой или нет. Валерьян через стекла подает какой-то условный сигнал старшему в экипаже. «Ну вот, моя гипотеза, похоже, подтверждается», – констатирует капитан.

Задержанный 34-летний водитель Андрей Чернов всячески отрицает употребление алкоголя, хотя салон патрульных «Жигулей» стремительно заполняет стойкий запах спиртного. «Да вы что, – возмущается мужчина, – я последний раз употреблял три недели назад в Самаре». Инспекторы предлагают пройти проверку на алкотестере. Андрей сразу отказывается. Олег Каркалев качает головой, глядя на меня, – дескать, что и требовалось доказать.

Дорожные полицейские объясняют: многие автомобилисты, которых уличили в употреблении спиртного, отказываются от проверки на алкотестере – некоторые таким образом тянут время, надеясь, что алкоголь успеет выветриться.

«А в наркологический диспансер поедем на освидетельствование?» – предлагает Каркалев. «Поедем», – соглашается водитель. Инспекторы «пробивают» попавшегося автомобилиста по базе данных – водительских прав он не лишен, то есть документы у него есть, только и вправду забыл дома.

По пути в наркологическую больницу Андрей философски рассуждает о том, что машина ему не больно-то и нужна, что он готов походить пешком, если потребуется, что на бензин только огромные деньги уходят. «Какой прогноз?» – интересуюсь я у Каркалева в тот момент, когда задержанный водитель заходит в кабинет нарколога. «Скорее всего, остаточное опьянение, 0,5 промилле», – предполагает инспектор.

«Ваш результат – 0,8 промилле, – выносит вердикт доктор. – Зачем за рулем употребляете?» И Андрей начинает каяться: «Ну выпил в обед, да, жарко было. Еще пацаны отговаривали – дескать, поймают тебя гайцы, будешь тогда знать!». «А что пил, сколько?» – спрашиваю я у автомобилиста. «Несколько баночек коктейля, он же очень легко пьется. Но я потом потел сильно – думал, что с потом весь алкоголь и выйдет», – признается Андрей.

Через несколько дней он должен стать пешеходом – скорее всего, суд лишит водителя прав на полтора года. Однако мужчина не унывает: «Мужики, – обращается он к инспекторам, – вы все правильно делаете – сейчас столько пьяных за рулем. Хотя я читал одно исследование, согласно которому нетрезвые люди ездят гораздо осторожнее трезвых, поэтому редко попадаются». «Но это явно не твой случай», – констатируют инспекторы.

Олег Каркалев и Валерьян Блюдин говорят, что пьяными попадаются как молодые люди, так и уже вполне солидные мужчины. «У всех – свои оправдания. Хотя никаких оправданий тут быть не может. Если выпил – вызывай такси, не испытывай судьбу», – говорит капитан Каркалев. Мы вспоминаем резонансную автоаварию на мосту через Волгу в Ульяновске с участием судьи Валерия Саса. Тогда автомобиль Toyota Highlander, которым управлял судья, протаранил «ВАЗ-2112». По данным областного управления ГИБДД, внедорожник выехал на полосу встречного движения в зоне действия знака «Обгон запрещен». В результате столкновения 22-летний водитель «Жигулей» скончался на месте, его 23-летняя пассажирка спустя несколько часов умерла в больнице, 52-летняя женщина получила тяжелейшие травмы. Судья тогда отказался от прохождения медосвидетельствования – такое право судей закреплено в законе.

«Простой человек уже давно бы был в колонии, а этот – до сих пор на свободе», – вздыхают инспекторы. Кстати, надо отдать должное сотрудникам ГИБДД – тогда именно они подтвердили следователям, что от судьи исходил стойкий запах алкоголя. На их показаниях во многом и строится обвинение.

Инспекторы утверждают, что нетрезвых водителей меньше не становится. «Вот на днях, к примеру, останавливаем водителя, он крепко пьяный был, – вспоминает Олег Каркалев. – Выясняется, что водительского удостоверения у него уже нет – лишен. Несмотря на это, снова сел за руль под градусом. Мы ему говорим: ты же сейчас в изолятор под административный арест загремишь. А он нам в ответ – да мне плевать, это у меня уже второй арест будет. Вот и получается: его лишили документов, а он ездит как ни в чем не бывало. Сажают в изолятор, отсидит там несколько суток, поест за счет государства, выходит на свободу и снова садится за руль. Никаких штрафов для него не предусмотрено, а арест его не пугает. Мы его спрашиваем: зачем ты катаешься без прав, а он отвечает – мол, меня за руль тянет».

«НИ» благодарят за содействие в подготовке материала начальника ГИБДД Ульяновской области Сергея Моргачева.

ПЬЯНЫЕ ВОДИТЕЛИ НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ, СКОЛЬКО ОНИ ВЫПИЛИ

По данным ГИБДД России, за последние пять лет в полтора раза увеличилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей, ранее лишенных права управления, – с 485 в 2007 году до 768 в 2011-м. За первые четыре месяца нынешнего года число лишенных прав за вождение в нетрезвом виде выросло на 2,5%, до 132,2 тыс. Кроме того, на 3,6%, до 79,4 тыс., возросло число отказавшихся от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Число же не имеющих или лишенных прав и отказавшихся от освидетельствования выросло на 10,9%, до 27,5 тыс.


НЕТРЕЗВЫХ ВИНОВНИКОВ ДТП ХОТЯТ САЖАТЬ НА 15 ЛЕТ

Депутаты фракции ЛДПР внесли вчера в Госдуму законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности для нетрезвых водителей, совершивших ДТП с летальным исходом. Согласно документу, для водителя, сбившего насмерть одного человека, предусмотрено лишение свободы на срок от трех до девяти лет. По действующему законодательству наказание за данное преступление составляет до семи лет лишения свободы и запрет на управление транспортом до трех лет. Кроме того, законопроект предусматривает увеличение ответственности для нетрезвых водителей, по вине которых погибли более двух человек. За это преступление виновному будет грозить лишение свободы на срок от пяти до пятнадцати лет, а не до девяти лет, как сейчас, вместе с лишением прав на срок до трех лет. Законопроект также предлагает полностью исключить существующую сегодня норму Уголовного кодекса, согласно которой пьяный водитель, сбивший насмерть двух и более лиц, мог быть приговорен к исправительным работам.
По материалам ИТАР-ТАСС


ДТП «ПОД МУХОЙ» СТОИЛО ТОМСКОЙ СУДЬЕ ДОЛЖНОСТИ

Квалификационная коллегия судей Томской области вчера досрочно прекратила полномочия мирового судьи Асиновского судебного района Томской области Ирины Ананьевой, которая попала в ДТП в пьяном виде. Авария произошла 18 августа ночью в центре Томска. Управлявшая автомобилем Toyota RAV4 судья Ананьева врезалась в двигавшуюся в попутном направлении Audi TT, а затем в стоящих на светофоре Toyota bB и «ВАЗ-2107». В аварии пострадали три человека – пассажиры Toyota bB и «ВАЗ-2107». Ирина Ананьева проработала судьей восемь месяцев.
По материалам РИА Новости

"