Posted 28 августа 2006,, 20:00

Published 28 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Виновные не откликнутся

Виновные не откликнутся

28 августа 2006, 20:00
Сегодня прошла неделя с того дня, как в Донецкой области рухнул российский самолет Ту-154М. Однако комиссия по расследованию так и не предоставила какие-либо внятные сведения об авиакатастрофе. Эксперты уже обрисовали вероятную картину происшествия: самолет направился через сильную грозу, что в результате и привело к т
Сюжет
Авиация

Катастрофа самолета Ту-154 под Донецком, в которой погибли 170 человек, в том числе 10 членов экипажа, продолжает обрастать новыми версиями произошедшего. Вчера в некоторых российских СМИ появилось предположение: во всем виноваты пилоты. Утверждалось, что якобы вины украинских диспетчеров нет: ни по курсу, ни по высоте они экипаж ТУ-154 не ограничивали. Напротив, сообщается, что пилот будто бы мог выбирать: либо нарушать границу воздушного коридора, либо разворачиваться и возвращаться в Анапу. Однако экипаж предпочел «идти на грозу».

Похоже, что переизбыток различных версий причин катастрофы обусловлен явным недостатком официальной информации. «Объективно взглянуть на крушение самолета помогла бы обнародованная запись разговоров украинских диспетчеров и командира Ту-154М Игоря Корогодина, – сообщил «Новым Известиям» эксперт по авиационной безопасности, близкий к расследованию. – Так, например, поступили при расследовании крушения аэробуса А-320 «Армянских авиалиний», упавшего в море около Сочи. Публикация записи помогла бы и летчикам. Сейчас десятки пилотов Ту-154 попадают в схожие ситуации, и знание того, что предпринял экипаж перед тем, как зайти в грозовую зону, помогло бы им скоординировать свои действия».

У корреспондентов «НИ» состоялся примечательный разговор с представителем Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который расследует катастрофу. На вопрос, почему до сих пор не обнародован радиообмен между экипажем Ту-154 и украинскими диспетчерами, представители МАК прочитали «НИ» чуть ли не целую лекцию. «Неразглашение информации об обстоятельствах гибели Ту-154 регламентируется приложением № 13 к конвенции Международной организации гражданской авиации, – заявил «НИ» пресс-секретарь МАК Олег Ермолов. – Раздел 5.12 этого документа называется «Придание записей гласности». Он гласит, что государство, расследующее авиационное происшествие, обнародует данные только в том случае, если соответствующий полномочный орган этого государства установит, что придание этих сведений гласности превосходит по важности те отрицательные последствия, которые могут произойти при их разглашении». Государством, проводящим расследование, в данном случае является Украина – именно на ее территории произошло крушение. Получается, что г-н Ермолов официально заявил: если запись разговора донецких диспетчеров и пилотов не публикуется, то Украина посчитала, что отрицательные последствия обнародования этой записи перевешивают важность информации.

Кстати, напомним, что в качестве предположения источник «НИ», близкий к расследованию трагедии, выдвинул версию вины украинских диспетчеров. «Есть информация, что, когда пилоты подлетали к грозовой зоне, они попросили диспетчеров Донецка разрешить им отклониться от курса на 15 километров, однако те дали «добро» только на 2 километра», – сообщил «НИ» источник. Впрочем, по другим данным, пилоты попросили отклониться на 20 километров, и диспетчеры дали разрешение. Правда, остальные самолеты в тот день облетали грозу за 150 километров. Своих диспетчеров уже защитили представители Украины. Гендиректор «Украэроруха» – украинского аналога нашего МАК – Юрий Чередниченко сообщил, что «ни по маневру, ни по курсу, ни по высоте донецкие диспетчеры экипаж Ту-154 не ограничили, потому что в районе в этот момент других судов не было».

И вновь получается, что вину сваливают на пилотов, которые почему-то не решились попросить у диспетчеров обойти грозу, как и все остальные, за 150 км. Тайну переговоров могли бы раскрыть и «черные ящики», однако представители МАК заявили, что на их расшифровку уйдет больше полутора месяцев. «Мы установили, что запись аварийной ситуации имеется на обоих самописцах, – сообщил «НИ» руководитель департамента по расследованию авиационных происшествий МАК Алексей Морозов. – Запись параметрического самописца – удовлетворительная, запись звукового нуждается в серьезной обработке, нужно чистить звук. Иногда на это уходят целые недели и месяцы».

«В действительности запись параметрического самописца считывается и анализируется за двое суток, – сообщил «НИ» эксперт по авиабезопасности. – Запись с речевого самописца тоже расшифровывается максимум за неделю».

Остается только ждать, когда российские или украинские представители комитета по расследованию происшествия выступят с информацией. Надежды на россиян есть. На днях стало известно, что премьер-министр России Михаил Фрадков поручил министру транспорта Игорю Левитину предоставить прессе общественно значимую информацию о катастрофе Ту-154 в Донецкой области в полном объеме.

"