Posted 28 июля 2008,, 20:00

Published 28 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Тот еще фрукт

Тот еще фрукт

28 июля 2008, 20:00
Это лето становится рекордным по количеству сообщений о химикатах, выявленных в разных концах страны. «НИ» недавно рассказывали о скандальной ситуации с пестицидами в Ульяновской области. А вчера стало известно, что приморские сельхозпредприятия, на которых работали граждане Китая, обрабатывали овощи запрещенными в наш

Представители пресс-службы Управления Россельхознадзора по Приморскому краю вчера сообщили, что в Ханкайском районе рабочие из КНР обрабатывали посевы капусты не разрешенными для использования гербицидами иностранного производства. Нелегально ввезенные в страну, эти вещества применялись и при обработке рисовых полей в Хорольском районе. Непроверенными ядохимикатами китайцы собирались обработать 920 гектаров рисовых посевов. По данным отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, остатки запрещенных в нашей стране ядохимикатов подолгу остаются в растениях и плодах, которые таким образом становятся опасными для здоровья. В пресс-службе Россельхознадзора по Приморскому краю заявили, что сельхозпредприятия «Девичанское» и «Троицкое», чьи сотрудники использовали гербициды, привлечены к административной ответственности. «Деятельность этих предприятий поставлена на контроль Россельхознадзора», – пояснили в пресс-службе ведомства.

Эксперты отмечают, что на Дальнем Востоке проблема зараженных овощей и фруктов стоит особенно остро. «Пестициды из Китая ввозят нелегально, и в России они не проходят экспертизу, – рассказал «НИ» член-корреспондент Российской академии наук, доктор биологических наук Алексей Яблоков. – Поэтому сельхозпродукция, которая выращивается корейцами и китайцами в Приморье, внушает большие подозрения». По словам Алексея Яблокова, до 20% выращиваемых в нашей стране овощей и фруктов заражены химическими веществами.

«В конце 1980-х – начале 1990-х годов опасной продукции было еще больше – до 40%, – пояснил «НИ» ученый. – Когда рухнула промышленность, стало использоваться в десятки раз меньше пестицидов. Зато теперь на их место приходят генетически модифицированные сорта, которые для здоровья человека еще опаснее».

В Россельхознадзоре «НИ» заверили, что всеми силами стараются не допустить зараженные пестицидами овощи и фрукты на рынок. «Мы проводим мониторинг продукции, которая поставляется для реализации, в том числе и импортной, – сообщил «НИ» пресс-секретарь ведомства Алексей Алексеенко. – С некоторыми государствами, в частности, со странами Евросоюза, у нас заключены соглашения, согласно которым они проводят собственный контроль сельхозпродукции, а следом ее проверяем еще и мы». Представители крупных аграрных хозяйств утверждают, что без многочисленных подтверждений качества магазины и рестораны просто отказываются покупать овощи. «Нашу продукцию проверяют две независимых друг от друга инстанции, – говорит «НИ» агроном агрофирмы «Белая дача» Ирина Кирилишина. – Ее анализирует ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а, кроме того, раз в два-три года мы получаем сертификат в Коломенском центре сертификации и мониторинга качества. Его у нас требуют наши покупатели».

По словам Алексея Алексеенко, на качество овощей может влиять и то, что на рынке по-прежнему остаются контрафактные ядохимикаты. «Мы до сих пор находим целые подпольные цеха, производящие фальсификат», – отметил он. Экологи же, в свою очередь, обнаруживают склады никому не нужных пестицидов, которые превращают в яд не только овощи и фрукты, но и воздух, и водопроводную воду. В номерах от 23 и 28 июля этого года «НИ» уже подробно рассказывали о том, как от пестицидов страдают жители нескольких сел в Ульяновской области. Увы, такие «сюрпризы» можно обнаружить по всей стране. По словам Алексея Яблокова, в России с советских времен осталось около 20 тыс. тонн неиспользованных пестицидов. «В 1970-е годы, когда было принято решение о химизации сельского хозяйства, семь заводов, производивших химическое оружие, были переведены на производство пестицидов, – добавляет ученый. – Пестицидами завалили всю страну». Пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко отметил, что после реорганизации отрасли, когда были приватизированы большинство сельхозпредприятий, склады химикатов остались фактически бесхозными. «Они разрушались, представляя собой бомбу замедленного действия, – сетует г-н Алексеенко. – Территориальные управления Россельхознадзора стараются выявлять эти склады и утилизировать». Эксперты уверены, что для утилизации пестицидов потребуется явно не один завод по уничтожению химического оружия.

"