Posted 29 июня 2018,, 06:45

Published 29 июня 2018,, 06:45

Modified 7 марта, 16:58

Updated 7 марта, 16:58

26 июня 1918 года: Кавказ не хотел отделяться от России

26 июня 1918 года: Кавказ не хотел отделяться от России

29 июня 2018, 06:45
Фото: "Киевская мысль"
Газета "Киевская мысль", выходившая в оккупированном в 1918 году немцами Киеве, рассказывает об обстоятельствах провозглашения независимости Грузией, Арменией и Азербайджаном. Изначально они не планировали отделения от России, опасаясь в том числе и турецкого нашествия в Закавказье. Но Брестский мир изменил ситуацию.
Сюжет
Былое

До революции 1917 года газета "Киевская мысль" была самой крупной по тиражу, выходившей в каком-либо провинциальном городе Российской Империи и очень популярной в среде русской интеллигенции Киева. В ней в разное время публиковались или даже работали Лев Троцкий, первый большевистский нарком просвещения Анатолий Луначарский, писатели Максим Горький, Владимир Короленко и Константин Паустовский. Газету финансировал крупный предприниматель, "сахарный король" России Лев Бродский. В 1918 году она продолжала выходить в свет уже в оккупированном немцами городе на русском языке и находилась на антибольшевистских позициях.

Трагедия Кавказа

Отрывочные, случайные вести доходят до нас все время с Кавказа. Независимость Закавказья, переговоры о сепаратном мире с Турцией, независимость Грузии… Ничего не зная, но зная демократическую стойкость грузинской демократии, мы сердцем чуяли, что там, на Кавказе разыгрывается великая трагедия, что не в националистическом ослеплении оторвался Кавказ от России и не на всемирном торжище торговал он свою свободу и независимость. И мы не ошиблись. Письмо И.Г. Церетели, опубликованное теперь в печати, говорит об этой трагедии, пережитой Кавказом и лучшей частью его — Грузией.

"Предоставленные самим себе, — пишет И.Г. Церетели, — мы все же не теряем надежды на восстановление сил российской демократии". Так оно, конечно, только и могло быть. Мы помним речь Чхенкели на московском совещании, когда он говорил о слабости национального сознания в русском населении России. Мы знаем, что никто больше, чем И.Г. Церетели, стоявший во главе российской демократии, не старался всеми силами сохранить единство всей демократии России. Мы помним, что при открытии национального совета Грузии председатель его, Н.Н. Жордания подтвердил нераздельность Грузии и России, как основу "ориентации" грузинской демократии. И мы знаем, что грузинская демократия не только не теряла надежды на восстановление сил российской демократии, но и в восстановлении этом видела главнейшую свою задачу, главнейшее свое практическое дело…

Грузинская демократия сделала "отчаянную попытку бороться". 31 марта закавказское правительство прервало переговоры с Турцией и обратилось с призывом о помощи к российской демократии. Но призыв этот не дошел по адресу. Он был перехвачен каким-нибудь большевистским охранным отделением и "рабоче-крестьянское" правительство ударило в тыл кавказской демократии. Очередное предательство ленинских молодцов сделало свое дело. В результате ряда поражений, под угрозой формального порабощения всего Кавказа Турцией, грузинская демократия вынуждена была возобновить переговоры, провозгласив для этого независимость Закавказья. И если И.Г. Церетели пишет: "Мы лишь оформили то положение, которое создалось против нашей воли", — то в этих словах перед нами вся глубина трагедии грузинской демократии, которая против своей воли, но по воле турецких завоевателей и большевистских миротворцев, загнана была в угрожающий тупик, из которого никакого выхода, кроме последней ставки на независимость, не было.

"