Posted 28 июня 2015,, 21:00

Published 28 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Не все дома

Не все дома

28 июня 2015, 21:00
В минувшую пятницу вступил в силу приказ Минздрава, который вводит перечень противопоказаний к помещению человека в социальный стационар. Больным серьезными инфекционными заболеваниями, тяжелыми психическими расстройствами, а также эпилепсией, запущенным раком и гангреной отныне заказан путь в детдома, дома престарелых

Приказ Минздрава от 29 апреля 2015 г. №216н называется «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме». Как следует из названия, отказывать пациентам с определенными диагнозами в социальном стационаре не обязательно, однако такая легальная возможность у учреждения есть.

В полный список диагнозов, при которых человека могут не принять в социальный стационар, входят инфекционные заболевания (туберкулез, лепра, лихорадки, хронические инфекции в стадии обострения, а также сыпи неясной этиологии), хронические болезни кожи, злокачественные новообразования с обильными выделениями, тяжелые психические расстройства, эпилепсия с частыми припадками, гангрена и некроз легкого, стомы и свищи, пороки развития с нарушением функций дыхания, жевания и глотания.

Документ, опубликованный 18 июня, вызвал в соцсетях бурную реакцию. Многие восприняли его как узаконивание отказа людям с тяжелыми патологиями в любой помощи со стороны государства: «Правительство РФ отказывает в госпитализации и оставляет умирать дома граждан с определенными заболеваниями», – пишет один из пользователей. «Минздрав России выпустил приказ о том, что при наличии у гражданина некоторых тяжелых и порой неизлечимых заболеваний человеку легко может быть отказано в ... оказании медпомощи в стационаре», – полагает другой. «Что творится с медициной, что творится с людьми, если можно подписывать такой законопроект, согласно которому врач откажет в помощи своему пациенту?» – вопрошает третий. Оживленно обсуждают документ и в тематических группах родителей больных детей: их участники делают выводы, что отныне маленькие пациенты с эпилепсией не смогут рассчитывать на путевки в санатории и летние лагеря, а сироты с раком в ремиссии вместо детдома окажутся приговоренными к жизни в больницах.

«В соцсетях мы наблюдаем панику со словами, что одиноких стариков теперь оставят умирать дома в одиночестве, потому что люди, как правило, не в курсе, что наши старики в регионах живут не только в домах престарелых (стационарах социального обслуживания), но и в палатах сестринского ухода, палатах милосердия, паллиативных отделениях при больницах, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения», – рассказала «НИ» волонтер фонда «Старость в радость» Александра Кузьмичева. По ее словам, медицинские противопоказания к заселению в дома престарелых существовали и раньше, так что «дедушку с открытой формой туберкулеза или бабушку с «сыпью неясной этиологии» никто бы в дом престарелых не поселил бы». Дело в том, что в учреждениях соцзащиты для пожилых часто попросту нет врачей: «В небольших домах престарелых – где живет по 30–50 человек, а это лучшие дома престарелых, – врача по штату нет, и даже медсестра, способная сделать укол, есть не всегда. Врачи и медсестры в штате есть в огромных интернатах, где живут по 300–600 стариков, но старикам гораздо лучше в маленьких интернатах. Так что если человеку нужна именно медицинская помощь, а не просто уход, то его разумно селить там, где хотя бы по замыслу медицинская помощь может быть оказана быстро, а не когда врач из поликлиники придет». Однако собеседница «НИ» не исключает, что «приказ сейчас кажется только уточнением существующей практики, а на деле сильно изменит распределение пожилых людей между учреждениями».

Главный недостаток документа – отсутствие указания, что делать с больными людьми, которые нуждаются в соцпомощи, но не могут рассчитывать на стационар, поясняет «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова. Это может привести к злоупотреблениям: «Я понимаю, что в определенных случаях противопоказания для помещения в социальный стационар должны быть. Но из этого приказа непонятно, что будет с этими людьми. Вот им отказано в помещении в соцучреждение – а что дальше? Нужно ли им лечиться в стационаре? Ответ на этот вопрос должен быть соответствующим образом регламентирован. Иначе люди просто без помощи могут остаться».

По словам собеседницы «НИ», приказ обсуждался в четверг на совете при правительстве РФ по попечительству в социальной сфере с участием вице-премьера Ольги Голодец, и было принято решение, что общественники посвятят ему отдельное заседание. Не исключено, что впоследствии документ будет уточнен или изменен.

"