Posted 28 июня 2005,, 20:00

Published 28 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Хельга Конрад

Хельга Конрад

28 июня 2005, 20:00
В Москву прибыла спецпредставитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми Хельга КОНРАД. Это первый визит г-жи Конрад в ее нынешней должности. В программе визита ряд встреч с российскими официальными лицами, включая представителя Госдумы в Конституционном суде, Уполномоченного по правам человека, представителей МИД, МВД и д

Что может сделать Россия в международной борьбе с торговлей людьми? В какой помощи со стороны ОБСЕ нуждается она сама для эффективного противодействия работорговле на своей территории? Именно об этом мы будем говорить в ближайшие дни с представителями российских властей.

К сожалению, статистика не дает (да и не может дать) полного представления о распространенности этого тяжкого преступления и точном количестве жертв – женщин, мужчин, детей, чьи судьбы зачастую оказываются изломанными навсегда.

По данным международных организаций, их может быть от 600 до 900 тысяч в год, проданных и вывезенных в другие страны в целях бешеной эксплуатации, приносящей ежегодно десятки миллиардов долларов прибыли преступным синдикатам. Есть и другие цифры – от 2 до 4 миллионов жертв, содержащихся в условиях, близких к рабству, но пострадавших от торговли людьми внутри стран, без пересечения границ. Сколько их в России и из России, точно не знает никто: видна лишь верхушка этого чудовищного айсберга.

Работорговцы заметно опережают тех, кто борется с ними, постоянно модифицируя изощренные методики рекрутирования, гибко реагируя на действия властей, подкупая чиновников, используя самые современные технологии и бездонные средства. Преступники мгновенно проникают туда, где верховенство закона оказывается в вакууме, а власть – бездействует. Торговля людьми – это глобальный и прибыльный бизнес, который паразитирует на объективных социально-экономических проблемах в странах происхождения – на бедности и колоссальном расслоении на богатых и бедных, на безработице, на кризисе системы социальной защиты, на проблеме бездомных, выброшенных на обочину жизни детей.

Совсем недавно я имела редкую возможность посетить в Санкт-Петербурге социально-реабилитационный центр для иногородних несовершеннолетних с симпатичным названием «Приют «Федор». Я была потрясена не только преданностью и профессионализмом сотрудников, но и тем, как несоразмерны потребности таких приютов и реальный уровень государственной и спонсорской помощи – и российской, и зарубежной. Ваша страна остро нуждается в развитии значительно более плотной, хорошо оснащенной сети центров, где дети – жертвы насилия и торговли людьми могли бы получать специализированную помощь, которая была бы сугубо индивидуальной и наилучшим образом соответствовала интересам ребенка. Именно такой подход заложен в свод специальных рекомендаций по оказанию помощи детям – жертвам торговли людьми, который сейчас разрабатывается в ОБСЕ.

Принято считать, что по всему миру большинство жертв трэффикинга – это женщины и дети. Область их эксплуатации – далеко не только принудительная проституция и порноиндустрия, но и недобровольные браки (женщина используется как домашняя рабыня), принудительное вынашивание детей и т.д. Известны и другие чудовищные формы трэффикинга, например, торговля людьми в целях изъятия органов и тканей.

Новые масштабы приобретает распространение торговли людьми в целях трудовой эксплуатации, которая «питается» спросом на дешевый, социально не защищенный труд в сфере строительства, сельского хозяйства, мореходства, в любых областях теневой экономики. Многие ее жертвы – мужчины. Однако, какой бы ни была форма рабства, приходится вновь и вновь доказывать принципиальную разницу между торговлей людьми в целях трудовой эксплуатации, с одной стороны, и нелегальной миграцией, контрабандой людей – с другой. Многие правительства, исповедующие приоритет интересов государства над интересами личности, предпочитают подменять борьбу с торговлей людьми противодействием нелегальной миграции, однако забывают, что при этом в неприкосновенности остаются преступные синдикаты, вся цепь работорговли – перевозчиков, «агентов по трудоустройству», специалистов по подделке документов, владельцев заведений «по организации досуга» и тому подобных «точек», преступников, работающих в бурно развивающейся сфере туризма, гостиничного бизнеса и т.д. Лишь объект эксплуатации – жертва тяжкого преступления и грубейшего нарушения прав человека – оказывается в роли «виновного». В подавляющем большинстве случаев именно таковы последствия массовых депортаций нелегальных мигрантов без тщательного расследования каждого случая. Надо ли говорить, что в силу особой уязвимости «нелегалы» чаще других становятся легкой добычей работорговцев и, в страхе перед задержанием и депортацией, работают в рабских условиях, за кусок хлеба, без документов, в неведении о собственных правах. Международным организациям хорошо известно, что их депортация автоматически ведет к тому, что по крайней мере половина жертв вновь попадает в сети преступных группировок. Варварский цикл повторяется снова и снова – человек, как товар, в отличие от наркотиков может перепродаваться многократно.

Как же разорвать цепь трэффикинга? Практика показывает, что далеко не достаточно включить в уголовный кодекс статью об ответственности за торговлю людьми, хотя это, безусловно, обязательный элемент реформы законодательства (в российском УК уже есть такая статья под номером 127.1). Для достижения успеха в борьбе с работорговлей необходима значительно более совершенная законодательная база, которая вела бы не только к наказанию виновных в этом чудовищном преступлении, но и обеспечила бы жертвам государственную защиту, причем вне зависимости от их готовности сотрудничать с правоохранительными органами в расследовании и судебном преследовании работорговцев. Важно понять, что только восстановление доверия к государственным гарантиям и осознание собственной безопасности могут подвигнуть пострадавших дать уличающие преступников показания. А для этого нужно время (от месяца и больше) и легальный статус, предоставляющий право пребывания в стране, получения медицинской, психологической, юридической помощи, права на труд и на получение образования. В подобных ситуациях предоставление долгосрочного, а в случаях, сопряженных с опасностью для жизни пострадавшего в стране происхождения, и постоянного вида на жительство – это не только гуманный шаг со стороны государства, но и предпосылка для успешного расследования и осуждения бандитов. Неотвратимость их наказания прямо и непосредственно связана с тем, насколько государство защищает права личности. Стоит ли напоминать, что независимо от обстоятельств защита фундаментальных прав человека – это обязанность любого государства?

Опыт подсказывает, что в каждой стране нужна особая государственная структура, к которой стекалась бы вся информация о реальном положении дел в борьбе с торговлей людьми. Это может быть национальный координатор или постоянно действующая комиссия, объединяющая представителей власти и неправительственных организаций. И естественно, нужен национальный план действий, с четким обозначением задач в области предотвращения торговли людьми, расследования этих преступлений и оказания помощи пострадавшим. Исключение хотя бы одного из этих звеньев разрушает всю цепь противодействия работорговле и ведет к торжеству организованной преступности. Противопоставить ей можно лишь политическую волю государства и активную позицию гражданского общества.

В мире нет страны, которая могла бы в одиночку одолеть работорговлю. Только совместными, скоординированными усилиями может быть достигнут существенный и долгосрочный положительный результат, отвечающий интересам всех стран. Роль России в достижении этой благородной цели, на мой взгляд, трудно переоценить.

Хельга Конрад - специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми

"