Posted 28 мая 2006,, 20:00

Published 28 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Властелины чертовых колец

Властелины чертовых колец

28 мая 2006, 20:00
Начались школьные каникулы и одновременно стартовал «горячий сезон» городских аттракционов. По официальным данным, в одной только Москве около 2 тысяч горожан каждые выходные проводят на всевозможных «чертовых колесах», американских горках, гигантских качелях и т.д. При этом мало кто знает, что из 605 качелей-каруселей

Карусели – одно из самых главных летних развлечений. Дети на каникулах просто не могут пройти мимо сверкающих, моргающих, крутящихся механизмов. Однако если этот механизм не исправен, вместо 3 минут адреналинового удовольствия можно получить сломанную руку или сотрясение мозга.

Перед началом летнего сезона инспекторы по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники Гостехнадзора Москвы провели тщательную проверку. Работая все майские праздники и выходные, они выяснили, что в столице – в парках, рядом с кинотеатрами, цирками и торговыми центрами – расположились 605 аттракционов. Как рассказал «Новым Известиям» руководитель инспекции Владимир Бачурин, «сейчас разрешения получили только 464 аттракциона». В инспекции объяснили, что на них должна быть вывешена табличка с надписью «Мосгостехнадзор», на который написан регистрационный номер, похожий на автомобильный. Этот знак – своего рода охранная грамота для посетителей аттракциона. Если она есть, то все проверки пройдены, а вот если нет, то произойти может все что угодно. Если специалисты не дали сертификат, значит, кататься опасно. Карусель из-за неисправностей двигателя может резко остановиться, и наивные отдыхающие останутся в кабинках на высоте или при резком торможении вполне могут пораниться. Если отпадет какая-нибудь кабинка или вагончик паровозика, то визита в травмпункт обеспечен. Даже на безобидном, на первый взгляд, батуте, если он установлен без специального разрешения, можно получить травму, не совместимую с жизнью. «Все аттракционы опасны, исключений нет, – заявил «НИ» г-н Бачурин. – Но особенно стоит опасаться каруселей, которые не прошли специальную проверку. Сейчас таких в столице насчитывается больше ста. До устранения имеющихся нарушений и неполадок, они должны быть закрыты». Однако, как выяснили «Новые Известия», многие из аттракционов, несмотря на все запреты, продолжают развлекать публику.

«Хороший аттракцион! Покатайтесь!» – Так встретил корреспондента «НИ» откровенно нетрезвый работник детских каруселей в парке около метро «Тимирязевская». За дощатым забором расположился небольшой городок аттракционов. Паровозик, лодочки, батут, с десяток механических качелей... Несколько раз обойдя площадку и внимательно рассмотрев все агрегаты и кассу, корреспондент «НИ» так и не обнаружил заветной таблички. Нетрезвый карусельщик также не смог показать заветный номер. Еще один пример работающей без разрешения карусели удалось найти в одном из столичных торговых комплексов на Дмитровском шоссе. Сколько еще аттракционов, работающих вне закона в Москве, точно сказать не может никто.

Между тем в инспекции Мосгостехнадзора «НИ» сообщили, что знают, что не все соблюдают правила. «Мы просто не можем схватить их за руку, – сказал «НИ» Владимир Бачурин. – Нечестные предприниматели знают в лицо каждого нашего работника. Ведь на всю Москву нас семь человек. Поэтому, как только они видят, что к ним приближается инспектор, они тут же вырубают электричество и разбегаются. Так что проверить, выполняют ли хозяева аттракционов наши требования, практически невозможно».

Более того, из-за нехватки ресурсов и дыр в российском законодательстве в Москве все чаще появляются так называемые аттракционы-фантомы. Чтобы установить мобильный парк развлечений требуется всего 3–4 часа и разрешение от управы района. Никаких документов от технадзора на первом этапе не нужно. Их необходимо оформить в течение 2–3 недель. Именно этим промежутком и пользуются владельцы передвижных каруселей. Между тем, по словам специалистов, такие развлечения с доставкой на дом являются самыми опасными. Контролировать их невозможно. А если даже инспектор и находит подобный парк и выписывает запрет на эксплуатацию, шустрые предприниматели сворачивают свой цирк и переезжают на другое место. Устанавливают качели карусели буквально в любом месте, не особенно заботясь о качестве площадки. Печальный финал таких развлечений рисуется достаточно просто.

Однако, даже увидев регистрационный номер на карусели, стоит хорошо подумать, садиться ли в кабинку колеса обозрения или в вагончик американских горок. Многие аттракционы уже отслужили свой срок эксплуатации. В среднем механизм рассчитан на 10-летнюю работу, после чего он должен быть демонтирован. Между тем в России отсутствуют как сертификация, так и лицензирование подобной деятельности. И если после тщательной проверки дефектов не обнаруживается, престарелый аттракцион не казнят, а позволяют поработать до следующей инспекции. Сейчас в столице насчитывается около 100 каруселей с продленным сроком службы.

Как сообщили «НИ» в российской ассоциации парков и производителей аттракционов проект технического регламента «О безопасности устройств для развлечений» разработан и передан в Госдуму только в этом году. Когда он будет принят, сказать сложно. Дело в том, что сами парламентарии относятся к проблеме безопасности аттракционов без должной серьезности. Вот что сказал об этом «НИ» депутат Госдумы, член комитета по безопасности Геннадий Гудков: «Никакой новой инспекции создавать вообще не нужно. Несомненно, чиновники с радостью воспримут эту идею – создать федеральную службу по контролю за каруселями, за качелями и турникетами. А вдруг турникет кого прищемит? А на фоне борьбы за демографию это может быть опасно...»

Между тем в отсутствии правовой базы привлечь к ответственности недобросовестных владельцев аттракционов невозможно. А чтобы снизить риск пострадать на карусели к минимуму, на нее лучше вообще не садиться.

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА АТТРАКЦИОНАХ

8 мая 2006 года в Уфе произошел сбой на аттракционе «Корсар», в результате которого примерно половина из находившихся на нем 22 человек зависли вниз головой. Посетителей удалось освободить с помощью спасателей только через два часа.

1 июня 2005 года в Оренбурге из аттракциона «Вертушка» выпала плохо пристегнутая 19-летняя Екатерина Клячева, получившая множественные переломы и сотрясение мозга. В тот же день в Смоленске на швейцарском аттракционе «Лопинг» 13-летнему Евгению Стрелкову оторвало ногу. Во время работы карусели мальчик расстегнул крепление на одной из рук. В результате он выпал из аттракциона на асфальт и, кроме того, что лишился по колено ноги, получил множественные переломы и сотрясение мозга.

22 мая 2005 года в Туле в детскую областную больницу привезли троих малышей с сотрясением мозга. Дети прыгали на надувном батуте рядом с Центральным парком. Неожиданно батут опрокинулся и с 6-метровой высоты сбросил детей на асфальт.

26 июня 2004 года в Волгограде из-за брака, допущенного заводом-изготовителем, оторвалась кабинка передвижной карусели «Галактика», в которой находилось двое посетителей. 15-летняя девушка получила серьезные травмы, ее 17-летний друг скончался в больнице.

11 апреля 2004 года в Москве в Лианозовском парке в результате разрушения на полном ходу карусели «Сюрприз» ранения различной степени тяжести получили 16 человек, в том числе один из них – перелом позвоночника. Суд над владельцем аттракциона продолжается до сих пор.

22 февраля 2004 года в городе Иваново из-за короткого замыкания на аттракционе «Вихрь» в парке «Степаново» получили травмы 7 человек. Уголовное дело против владельцев карусели было закрыто, так как об этом попросили родители двух наиболее сильно пострадавших несовершеннолетних, которым администрация парка выплатила компенсации.

16 июля 2003 года в Парке им. Горького в Москве на аттракционе «Тарзанка» погиб 21-летний белорус Дмитрий Гуринович. У него порвалась резинка, привязанная к ногам.

1 сентября 2002 года в Парке им. Горького в Москве на цепной карусели «Вихрь» из-за ее резкой остановки травмы различной степени тяжести получили 8 человек, в том числе и дети. В больницу была доставлена девушка со скальпированной раной лица.

15 июля 2002 года в Парке им. Кирова в Санкт-Петербурге на аттракционе «Седьмое небо» погиб 18-летний парень. Из-за разрыва крепления на ногах он упал с 10 метровой высоты на асфальт.



ВЫ БОИТЕСЬ КАТАТЬСЯ НА АТТРАКЦИОНАХ?


Борис ГРАЧЕВСКИЙ, директор «Ералаша»:
– Никогда не любил кататься на аттракционах, даже в детстве. Не мое это – вверх ногами торчать. Страха перед этим я не испытываю, только ненависть.

Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
– Я вообще боюсь аттракционов, связанных с высотой и резкими перемещениями. Но поскольку моя супруга их вообще не боится, то приходится как-то соответствовать. Катаемся где-нибудь в зарубежных поездках, например, позапрошлым летом в США испробовали американские горки. В России я боюсь кататься на всех аттракционах. Достаточно подойти к ним и послушать, как они работают. Они так скрипят и трещат, что сразу расхочется туда залезать.

Полина ДАШКОВА, писательница:
– В последний раз я каталась на каком-то водном аттракционе в Парке Горького около года назад. Впечатления остались не самые приятные, потому что меня там под коленку укусила оса. Вообще не очень люблю водные аттракционы, побаиваюсь также и тех, в которых висишь вниз головой и где много визгу, например, американские горки. Хотя, когда я была в Испании, моя младшая дочка уговорила меня прокатиться разок – было здорово. Самый любимый аттракцион – колесо обозрения.

Елена ИЩЕЕВА, телеведущая:
– Мы часто с ребенком гуляем в парках, и конечно, мы стараемся покататься на аттракционах. Лично у меня никаких негативных эмоций не возникает, разве что колесо обозрения я не очень люблю. Все-таки неуютно себя чувствуешь на такой высоте. Мне больше по душе карусели, качели, например, «Ромашка» или «Ветерок». Еще в детстве я постоянно каталась на «Ветерке», это такие качели с цепями. Правилами было запрещено эти цепи перекручивать, но мы все равно это делали.

Евгений ХАВТАН, музыкант:
– В прошлом году мне некому было оставить ребенка, и я решил прокатиться на «Чертовом колесе». Все на свете проклял, все мечтал, как бы на земле очутиться. В принципе я не хожу по паркам развлечений, но мне кажется, что кататься на аттракционах всюду опасно, а в России особенно. Различные несчастные случаи происходят из-за халатности обслуживающего персонала.

"