Posted 28 апреля 2010,, 20:00

Published 28 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Семеро по лавкам

Семеро по лавкам

28 апреля 2010, 20:00
Темпы строительства детских садов в Москве будут увеличены вдвое. Такое заявление сделал вчера первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин. Параллельно городские власти продолжат работу по «уплотнению» и ремонту имеющихся детских садов, а также по возврату ведомственных дошкольных учреждений. Однако такие меры все р

И это в благополучной Москве. Эксперты убеждены: в ближайшее время ликвидации очередей в детские сады ожидать не приходится. Россияне тем временем стараются находить альтернативные способы получения дошкольного образования для детей, включая и не вполне легальные.

Удвоить усилия по обеспечению малышей «вторыми домами» представителей власти заставила удручающая статистика: попасть в детские сады из-за отсутствия мест не могут около 417 тыс. маленьких россиян. Темпы строительства или ремонта зданий просто не успевают за рождаемостью, говорят эксперты. «Условный рост начался примерно в 2006 году, тогда уровень рождаемости повысился на 15% по сравнению с предыдущим годом, – рассказал «НИ» старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян. – Прирост обусловлен мерами соцподдержки молодых родителей, а также улучшением экономической ситуации в начале 2000-х. Потенциальных и реальных матерей стало больше: сейчас рожает как раз многочисленное поколение середины–конца 80-х. Кстати, нынешняя ситуация очень похожа на положение в 80-е годы. Тогда тоже много родилось из-за социальных мер: введения детских пособий и отпуска по уходу за детьми».

По прогнозу эксперта, в будущем прирост рождаемости составит 20–25%. С демографической точки зрения это просто прекрасно, но с практической – совершенно непонятно, куда все эти малыши смогут отправиться?

Здесь будет город, а не сад

На 1 января 2009 года в Москве было зарегистрировано 654 тыс. дошкольников. По прогнозам специалистов столичного департамента образования, к следующему учебному году в очереди на получение мест в детском саду будут стоять более 33 тыс. маленьких москвичей. Еще год назад этот показатель был на уровне 22 тыс. Существующие 2,2 тыс. детских дошкольных учреждений не справляются с последствиями «бэби-бума». Самая напряженная ситуация по очередности в детские сады – в районах Марьино, Люблино, Куркино, Рязанском, Ново-Переделкино, Выхино-Жулебино, Головинском и Коптево. Проблемным в этом отношении считается и центр Москвы: старые здания в 90-е либо перепрофилировали, либо построили на их месте что-то новое, а мест для воздвижения новых садов нет.

Про часть садов, как про двухэтажное строение на улице Плеханова, кажется, просто забыли. Дом огорожен забором, здание частично обвалилось, уцелевшие фрагменты стен исписаны маркерами и краской из баллончиков. Однако на окнах первого этажа видны решетки, а сама территория чисто убрана. «В начале 90-х этот ведомственный сад закрыли, но год назад, похоже, решили привести его в божеский вид», – рассказал «НИ» живущий неподалеку мужчина. «Я помню, как маленькой там играла, хотя сам садик уже был закрыт, – вспоминает другая наша собеседница из числа местных жителей. – Потом дом по кирпичику растащили, а вместо детей там стали собираться гопники и алкаши». Как пояснила «НИ» риелтор Елена, продающая сейчас это здание за 121,5 млн. рублей, дом пытались реконструировать в 90-х, но по финансовым причинам работы остановились. Городские власти, по ее словам, строением никогда не интересовались и возвращать его в «муниципальные руки» не намерены.

Детский сад на улице Студенческая своего хозяина уже дождался. Правда, тот решил не сохранять «жизнь» ДОУ, а построить на его месте элитный жилой комплекс «Дом на Кутузовском». Четырехкомнатная квартира в охраняемом шикарном здании с парковкой обойдется в 52,5 млн. рублей. В 2004 году, несмотря на протесты местных жителей, два корпуса сада, занимавших место будущих домов, были снесены. «В ближайшем окружении есть два детских сада, но с местами все равно плохо, я сама с внучкой сижу, – рассказала «НИ» пожилая дама, представившаяся Лидией Павловной. – Между прочим, рядом есть один новый садик и еще один, где детей можно оставить только на три часа, причем их там не кормят. Больше малышам податься некуда. Но большинство родителей, живущих тут, могут нанять няню».

В столичном районе Люблино детские сады строили «с запасом» – чуть ли не по одному на каждый дом. «Однако два года подряд мою дочь «прокатывали» с поступлением, ссылаясь на нехватку мест, – поделился с «НИ» москвич Николай Александров. – После жалобы к знакомым в департаменте образования место нашлось через 10 минут». В другом районе Москвы – Южном Бутово – проблем с нехваткой мест вроде нет. По крайней мере, детские сады там встречаются на каждом шагу, но в песочницах возилось подозрительно мало малышей. Намного больше гуляют с мамами, бабушками или нянями по расположенному рядом парку. «Артемка больше болел, чем находился в садике, так что мы решили: пусть побудет с мамой, – рассказывает жительница района Алина. – Кроме того, я вспоминаю манную кашу с комочками, которой давилась в детстве, и понимаю, что не хочу такого же для сына». Впрочем, как сообщил «НИ» пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов, спрос на детские сады все же растет, и не только из-за увеличения рождаемости. «Люди меняют свое решение, когда ребенку исполняется четыре-пять лет, и встают в очередь на получение путевки, – говорит эксперт. – К ним прибавляются родители, которые хотят отдать ребенка в более раннем возрасте, потому что боятся потерять работу после выхода из декрета».

Манной каши просят

Похожая ситуация наблюдается и в остальных регионах страны. Так, в Санкт-Петербурге только в 2009 году было зарегистрировано более 50 тыс. новорожденных. Такой всплеск рождаемости заставил власти пристально присмотреться к положению с детскими садами в городе. Еще два года назад очередь в ДОУ казалась ликвидированной – с 10 тыс. детей в 2005 году она сократилась всего до 300 человек. Теперь же этот показатель составляет порядка двух тыс. человек. Чиновники предложили строить новые здания для детей, «отгрызая» участки у скверов и парков. Экологи и депутаты Заксобрания решили вместо этого выкупить или изъять сады, переданные разным организациям в 90-е годы. Таких зданий в городе насчитывается более 370: среди них – резиденция религиозной организации, автостоянка, представительство табачной компании, комиссионный магазин и даже секс-шоп. Не менее 10% из «перепрофилированных» зданий заняты различными государственными организациями, впрочем, чиновники освобождать место для детей не торопятся.

В Ульяновске у родителей, по сути, два пути: либо «пропихивать» ребенка за деньги, либо возить его на другой конец города. «Дополнительных денег я не плачу, но до садика, куда распределили сына, приходится по 40 минут добираться на маршрутке», – рассказала «НИ» жительница Ульяновска Ирина Кошелева. При этом часть садиков, оказавшихся невостребованными в годы демографического кризиса, трансформировалась в офисы, а местами даже превратились в частные коттеджи. В Брянске четверть всех детей дошкольного возраста вообще не могут попасть в садик, даже находящийся в другом районе города. В Ставропольском крае власти, по словам губернатора Валерия Гаевского, «с удивлением узнали, что в очереди на место в детском саду стоят более 30 тысяч детей».

В Томске, по определению губернатора области Виктора Кресса, проблема нехватки мест в детских садах просто «кричащая». Ждут своей очереди «к тарелке с манной кашей» более 11 тыс. детей, тогда как число новых мест на следующий учебный год составляет всего 3,2 тыс. Три жительницы Томска на днях приняли участие в голодовке в защиту прав детей на дошкольное образование. С ними отказались от еды молодые родители Новосибирска и Красноярска. Протестующие требуют либо обеспечить детей местами в ДОУ (в очереди только в Новосибирске стоят 25 тыс. ребят, 50 тыс. ходят в сад), либо выплачивать ежемесячную компенсацию в размере бюджетных расходов на содержание в них ребенка – 4,8 тыс. рублей, но власти региона планируют в этом году принять закон, по которому компенсация составит около одной тыс. рублей. Впрочем, по мнению экспертов, протестные акции вряд ли восстановят справедливость: нет ни одного законодательного акта, дающего право на место в муниципальном детском саду.

Сегодня при появлении третьего ребенка можно уже открывать детский сад.
Фото: AP

Мы пойдем другим путем

Региональные власти начали срочно искать альтернативные способы размещения детей. Так, по мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, сосредоточиться стоит на создании так называемых семейных детских садов. «Многодетные мамы могли бесплатно отдавать детей в детские сады, но если они принимали решение воспитывать малышей самостоятельно, то им ничего не полагалось, – рассказал «НИ» Александр Гаврилов. – Теперь можно открыть детский сад на дому, требуется только минимум трое детей. Если мама не многодетная, то она может принять в группу ребенка соседей. Такой садик прикрепляется к муниципальному, мама получает трудовую книжку, ей платят зарплату, помогают детсадовские педагоги и психологи, выделяются деньги на питание. В Москве сейчас 340 семейных детских садов, в которых находятся 1,1 тыс. детей. Чтобы их разместить, требовалось бы построить девять садов по 120 мест». В общем, все довольны и счастливы. Только, увы, не во всех регионах есть такие организации.

В Бурятии проблему нехватки мест решают, открывая небольшие учреждения на первых этажах жилых домов – своего рода филиалы. Пищеблок находится в головном детском саду, в остальных – раздаточные пункты, а детей в «филиалах» оставляют на небольшое время. В Томске планируют оптимизировать сами помещения детского сада, объединив отдельные места для сна, приема пищи и игр в одно. В Москве выявление таких помещений позволит добавить еще четыре тыс. мест. А в Санкт-Петербурге детские сады решили объединить с недоукомплектованными школами. После ремонта флигель образовательного учреждения способен принять в среднем 60–70 детей. Подобная «оптимизация» до сих пор вызывает в обществе, особенно у родителей, большие споры. Ведь малышей, несмотря на отдельный вход в детский сад при школе, невозможно наглухо изолировать от школьников. Значит, они услышат мат, на котором сегодня свободно общаются старшеклассники, увидят, как школьники курят, а то и выпивают.

Частный случай

И все же многие родители предпочитают решать проблему «по старинке» – либо устраиваясь в тот же садик воспитателем, либо подсовывая пухлый конверт заведующей. Например, в Саратове, где очереди ждут более семи тыс. детей, устройство малыша обходится примерно в пять тыс. рублей. При этом чаще всего взятку берут не деньгами, а скорее «борзыми щенками». Родителям предлагают выделить деньги на установку пластиковых окон, металлических дверей с кодами или элементарный косметический ремонт. Плюс обычная ежемесячная плата, которая варьируется в пределах 700–1,5 тыс. рублей. После всех этих затрат детям все равно могут дать на завтрак рыбный суп, а не кашу, потому что кончилось молоко, жалуются саратовские родители.

По словам экспертов, «частный сектор» среди родителей дошкольников становится все менее популярным. Во-первых, услуги нянь и частных детских садов стоят намного дороже – до 30 тыс. рублей ежемесячно, что неприемлемо для многих в период кризиса. При этом деньги, если ребенок проболел месяц, не возвращаются, также суммы взимаются за летние месяцы. А во-вторых, правовое положение «частников» до сих пор полностью не определено – соответствующий законопроект будет рассмотрен не раньше сентября. «Не хватает ОКВЭДов (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые бы разрешали частной форме развернуться в полную силу, – заявила на недавней пресс-конференции член комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова. – К тому же все нынешние частные детские сады в легальной форме могут работать только кратковременно, то есть в течение четырех часов, пока ребенок находится в дошкольном учреждении». По мнению депутата, стоит смягчить санитарные нормы для частных детских садов, увеличить срок пребывания в них детей, а также развивать сеть мини-садов. Сейчас садик площадью менее 400 кв. метров просто не окупается.

О господдержке владельцы частных садов просили неоднократно. Они считают, что их надо допустить к тендерам на аренду вновь построенных государственных ДОУ, а также ослабить налоговое бремя. Однако эксперты не верят в то, что это целесообразно. «В САО проводился эксперимент: бюджет оплачивал частным детским садам пребывание ребенка в размере пяти-шести тысяч рублей, – пояснил «НИ» г-н Гаврилов. – Однако если в муниципальном садике родители платили 770 рублей в месяц, то «частники» сдирали по шесть-семь тысяч».

В США ВСЕ ДЕТСАДЫ – ЧАСТНЫЕ,А ИХ СОТРУДНИКИ – ДВАЖДЫ ДИПЛОМИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Первый детский сад был создан в США в 1856 году некой Маргаритой Шульц. Она открыла его в своем родном городе Вотертаун (штат Висконсин). С тех пор детсады вошли в моду, став не только местом, где родители могут с утра до окончания рабочего дня оставлять своих чад. Они превратились в образовательные учреждения для малышей старше четырех лет. Именно поэтому еще в 1874 году в стране создали национальную образовательную ассоциацию детских садов. А затем, в 1965-м, сохранив свои функции, она стала именоваться комиссией по образованию в США (по-английски – Education Commission of the States). «В настоящее время детские сады интегрированы в школьную систему. Теперь они играют роль своеобразного моста, соединяющего системы дошкольного и школьного образования», – рассказал «НИ» Марио Лопес, сотрудник комиссии по образованию в США.
Образовательные программы детских садов делятся на несколько категорий в зависимости от возраста малышей и пожеланий их родителей. Но в целом в них происходит предварительное ознакомление ребенка с правописанием и чтением, арифметикой, географией, историей, музыкой и танцами. Там организуются разные спортивные игры. Шестилетний внук моей старой знакомой корреспондента «НИ» Сьюзен Мэтью недавно на полном серьезе похвастался ее гостям тем, что разбирается в географии лучше своей бабушки. Быть может, в его непроизвольном юморе была даже какая-то доля правды... Дело в том, что стать воспитателем-преподавателем детского сада не так-то просто. Помимо университетского диплома, детсадовские воспитатели должны иметь второй диплом, свидетельствующий об окончании ими специального курса преподавания малышам определенных дисциплин. Только после его получения они могут претендовать на работу в детских садах. В зависимости от квалификации, опыта, часовой занятости и нахождения детских воспитательных учреждений годовая зарплата их преподавателей колеблется от 35 до 75 тыс. долларов.
По данным министерства труда, в 2009 году в детских садах страны работали около 200 тыс. дважды дипломированных учителей разных профессий. Несмотря на финансовый кризис, спрос на них не снижается, а наоборот растет. Прогнозы того же министерства говорят о том, что к 2018 году численность трудовой армии учителей детских садов возрастет минимум до 225 тыс. человек. Предвидя растущие затраты на развитие дошкольного образования малолетних детей, администрация Белого дома решила оказать детским садам страны огромную помощь. Недавно на их нужды было выделено 9,3 млрд. долларов.
Все детсады в США являются частными организациями. Как правило, они создаются частными школами, религиозными общественными объединениями, а также по инициативе частных лиц. По данным комиссии по образованию в США, малышей, которых родители отдают на восьмичасовое ежедневное воспитание в детсады, стало больше на 63% в сравнении с данными за 2000 год. В детский сад сегодня ходят более восьми млн. американских детей. Недавно создатели детсадов девяти штатов объявили об открытии нового типа учреждений для малолетних детей. Они назвали их универсальными детскими садами, которые могут брать малышей старше четырех лет на круглосуточное содержание в случае, если в семьях возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


В ГРУЗИИ РОДИТЕЛИ И РЯДОВЫЕ РАБОТНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ СЛЕДЯТ ЗА ТЕМ, КАК АДМИНИСТРАЦИЯ ЭТИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАСХОДУЕТ СРЕДСТВА

Молодые и не очень молодые женщины, прогуливающие детишек в тбилисских скверах и парках, в большинстве своем не их мамы или бабушки, а няни. Мамы и бабушки заняты на работе. Конкуренция на рынке труда жесткая, и женщины не рискуют своей карьерой ради воспитания ребенка. Родители предпочитают оплачивать услуги нянечек, которыми становятся женщины разных профессий, не нашедшие другой работы. Люди подыскивают нянечек по рекомендации знакомых, по газетным объявлениям или через специальные агентства. Среди тбилисских мэри поппинс много русскоязычных женщин среднего возраста, которым особенно сложно было трудоустроиться по своей основной специальности. Знание русского языка в этом случае для них большой плюс – многие родители предпочитают, чтобы их дети осваивали русский язык с малолетства. Платят нянечкам в среднем по 300–400 лари в месяц (это примерно 170–200 долларов США).
Дошколят отдают также в ясли и детские сады. В стране существует система муниципальных дошкольных учреждений. С 2009 года все муниципальные детсады были переведены на новую систему индивидуального финансирования. Государство выделяет ежегодно на каждого ребенка в среднем по 800 лари. Бюджетом детсада распоряжается его администрация, правда, с согласия попечительского совета, состоящего из родителей и коллектива детсада. Есть и частные садики, ежемесячная плата за посещение которых начинается с 200 лари (примерно 115 долларов США). Частные дошкольные учреждения располагаются как в специально арендуемых помещениях, так и в обычных квартирах. Размер оплаты зависит от условий содержания воспитанников, их питания, предлагаемой образовательной программы. Люди, которые держат такой бизнес, стараются привлечь воспитанников, предлагая помимо традиционных услуг и что-то свое, «фирменное», например, уроки светского этикета или обучение иностранному языку у гувернера-иностранца.
На число воспитанников частных детсадов сильно повлиял экономический кризис. Родителям стало труднее оплачивать это «удовольствие». А по тбилисским муниципальным детсадам нанесла удар война августа 2008 года. Довольно долго в них жили беженцы. Остро стоит и проблема квалификации людей, работающих в системе дошкольного образования. Раньше кадры для воспитания дошкольников готовил специальный факультет одного из столичных вузов, сейчас же в этой сфере много случайных людей.
Безусловно, выставку «МСОО» проводить нужно. А участвовать в ней – престижно. Но все-таки не по нескольку раз в год. Ведь наши отраслевые выставки проводятся не только на площадке «Экспоцентра». А еще и «Крокус Экспо» в декабре проводит свою выставку «Очковая оптика»! Три-четыре подобных смотра в год – это уж многовато будет. Таким образом, теряется новизна, снижается престиж, повышаются потребительские цены на изделия, что в конечном итоге реально приведет к уменьшению числа клиентов. Безрадостная перспектива. В связи с кризисом решительные меры надо принимать безотлагательно.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"