Posted 28 апреля 2009,, 20:00

Published 28 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Как это было

Как это было

28 апреля 2009, 20:00
Одним из проявлений «хрущевской оттепели» стало активное развитие выставочной деятельности в СССР. Рубежным в этом отношении стал 1959 год. Тогда распахнула двери своих павильонов ВДНХ СССР, преобразованная из сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок. Летом в центре Нью-Йорка в выставочном зале «Колиз

Советские граждане впервые воочию смогли увидеть автомобили «Форд» и «Дженерал Моторс», бытовую технику, одежду, косметику из-за океана. Несомненно, одним из самых громких событий выставки стала дегустация Никитой Хрущевым пепси-колы. Первое лицо страны Советов пробовало американский культовый напиток из обычного пластикового стаканчика. За две недели выставку посетило более миллиона человек. И хотя американская выставка была выдержана в рамках «достижений народного хозяйства», на этот раз американского, она дала импульс к возникновению современной традиции специализированных выставок. Так было положено начало большой выставочной деятельности «Сокольников», которая развивается и сегодня. Можно сказать, что история выставочной деятельности в СССР в ее современном понимании началась именно в «Сокольниках».

Для выставки отвели территорию в 7 га в одном из живописных мест парка – между третьей и пятой лучевыми просеками. Здесь был создан своеобразный выставочный городок. Комплекс сооружений выставки состоял из трех павильонов оригинальной архитектуры, открытых экспозиционных площадок, искусственных водоемов, цветников и малых архитектурных форм. На экспозиционных площадках демонстрировались новейшие сельскохозяйственные машины, автомобили последних марок и другие крупные экспонаты. Здесь же возвели одноэтажный жилой дом с полным набором бытовой техники. Выставочный комплекс был выполнен по проекту американского архитектора Белтона Беккета.

«Гвоздем» выставки стал круглый в плане павильон, перекрытый ажурным решетчатым куполом золотистого цвета. В купольном покрытии использована оригинальная конструктивная система известного американского архитектора и инженера Ричарда Бакминстера Фуллера. Это купольное сооружение из стали, дюралюминия и стекла имело диаметр 64 м и высоту 30 м. Купол опирался на арки из стальных труб, размещенные по периметру здания. Золотистый купол центрального павильона выглядел как бы сложенным из множества кристаллов. Этот архитектурный эффект создавался благодаря тому, что купол собран из отдельных «скорлуп» – ромбовидных листов анодированного дюралюминия, изогнутых в продольном направлении. Длина каждой «скорлупы» около 2,5 м, вес около 50 кг. Применены четырнадцать различных типоразмеров «скорлуп», которые и образовывали кристаллическую структуру купола.

«Скорлупы» являлись по существу складчатыми стержнями и включались в работу сооружения. Неизменяемость их пространственной формы обеспечивалась поперечными трубчатыми стержнями. Такое соединение в одном элементе ограждающих и несущих функций позволило создать жесткую, легкую и удобную в монтаже конструкцию, которая придала архитектурную выразительность всему сооружению. Монтаж купола велся с земли на весу. «Геодезический купол» Р.Б. Фуллера на долгие годы стал символом выставочного комплекса в «Сокольниках».

Второй выставочный павильон размещался за главным купольным сооружением и составлял с ним единый архитектурный ансамбль. Это дугообразное в плане здание выполнено в металлическом каркасе с легким складчатым покрытием. Площадь этого здания – 8000 кв.м, высота – около 10 м. Основные строительные материалы: сталь, алюминий, стекло, пластмассы. Этот выставочный павильон сохранился до наших дней. После ремонта в начале нашего века он используется по своему назначению. Его и сегодня легко узнать в павильоне №2 благодаря оригинальной форме плана и легкой складчатой конструкции покрытия.

Третьим сооружением стало круглое в плане здание циркорамы. Оно было предназначено для показа кинофильмов. Экраны опоясывали зрительный зал, образуя замкнутую круговую панораму. Здание было демонтировано вскоре после закрытия выставки.

В 1959 году в системе Всесоюзной торговой палаты появилось новое подразделение – отдел иностранных выставок. Постепенно рос интерес представителей зарубежных деловых кругов к экономическому сотрудничеству с СССР. Возрастали и возможности выставочного показа в Советском Союзе, прежде всего, конечно, в его столице Москве.

В начале 1960-х годов в парке «Сокольники» началось строительство новых выставочных павильонов. Это были легкие одноэтажные здания со стальным каркасом. Первые годы выставки проходили только летом, так как здания не отапливались. Экспозиция международной выставки «Интероргтехника» в 1966 году размещалась в 20 павильонах на площади в 50 тыс. кв.м. Павильоны монтировались в разных частях парка в зависимости от потребностей того или иного проекта. В годы расцвета в «Сокольниках» насчитывалось 22 павильона. Наибольшая общая (закрытая и открытая) площадь экспозиции, достигшая 65 тыс. кв. м, была на выставке «Химия-70».

На долгие годы «Сокольники» стали единственной в СССР выставочной площадкой международного уровня. В период с 1959 по 1976 год в «Сокольниках» прошло 56 национальных и международных выставок, крупнейшие из которых были по полиграфии, химии, машиностроению, автомобильной индустрии и геодезии. За это время выставочные павильоны посетили 19 миллионов человек. Это цифра вдвое превышает численность населения Москвы тех лет. Американская национальная выставка (1959) привлекла более одного млн. посетителей, Французская национальная выставка (1961) около 1,8 млн. Не меньшим интересом пользовались и специализированные промышленные выставки. Например, выставку «Химия – 1965» посетили 1,5 млн. человек. Экспозиция всех этих смотров размещалась, в том числе, и в двух павильонах, оставленных американцами после выставки 1959 года.

Все выставки, независимо от их профиля, собирали в «Сокольниках» огромное количество посетителей. Как ни удивительно это звучит, люди с одинаковым интересом шли и на выставки, посвященные одежде и обуви, и на специализированные проекты по машиностроению. Для сравнения: на выставке болгарской парфюмерии и косметики (1966) было всего 40 тыс. посетителей, тогда как на «Автоматизации-69» – 690 тыс. Сегодня, когда главная тенденция выставочного рынка – усиление специализированной направленности, интересен вопрос: «Сколько среди этих сотен тысяч посетителей было специалистов?». Можно с уверенностью сказать – не много. Но советских граждан можно было понять: хотелось хотя бы одним глазком взглянуть на «другую» жизнь, похожую на сказку. Международные выставки в «Сокольниках» очень долгое время были единственным шансом хотя бы увидеть, как живут за рубежом. Несмотря на идеологическое «зомбирование», советские женщины продолжали вздыхать по американским кухням-автоматам и стиральным машинам.

Современные российские выставки нельзя сравнить с советскими по масштабу. Тогда за каждой международной специализированной выставкой стояла вся мощь советского государства. Решение о проведении такой выставки принималось на уровне Совета Министров СССР, который выпускал специальное распоряжение, щедро выделялись деньги. При этом самое поразительное, что сам Советский Союз в своей стране не был представлен на выставках по радиофизике, геологоразведке, системам и аппаратуре связи, переработке и синтезу полимеров, процессам и оборудованию микробиологических производств. Возможно, за этим стояла боязнь выдать секретные разработки. С позиций рыночной экономики этого не понять. Государство вкладывало огромные деньги в продвижение продукции зарубежных производителей на собственный рынок

С конца 70-х годов для «Сокольников» началась полоса выставочного безвременья. Вступил в строй «Экспоцентр» на Красной Пресне, а выставочный комплекс в «Сокольниках» отошел на задний план. Со второй половины 80-х годов «Сокольники», как и многие организации, ради выживания стали сдавать в аренду и продавать строения разным коммерческим фирмам. Тогда же снесли и знаменитый купол Р.Б. Фуллера.

Выставочный комплекс в «Сокольниках» сохранился и выжил в трудные для экономики страны 90-е годы. В марте 1990 года возникла новая компания – Культурно-выставочный центр «Сокольники» с известным сегодня по всему миру логотипом. Для выставочной компании переломным стал 2003 год: был создан многофункциональный выставочный холдинг MVK, появление которого изменило конфигурацию выставочного рынка страны. Но это уже другая история.

"