Posted 28 апреля 2009,, 20:00

Published 28 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Выставочное сообщество

28 апреля 2009, 20:00
В ЦВК «Экспоцентр» в конце марта состоялось заседание «ЭКСПО-VIP» клуба. Руководители выставочных компаний, представители ряда министерств и ведомств, предпринимательских объединений собрались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли в непростой экономический период. Тема заседания – «Выставочная и конгрессная

Открыл заседание генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Владислав Малькевич. Он отметил, что мировая финансовая и экономическая система, а вместе с ней и национальные экономики большинства стран мира переживают острейший период. Практически все сферы экономической жизни, включая и выставочную деятельность, столкнулись сегодня с различными кризисными явлениями.

Есть три категории участников выставочно-конгрессной деятельности – государство на федеральном и региональном уровнях, общественные организации (торговые палаты, РСВЯ, другие союзы) и сами участники выставочно-конгрессной деятельности – в целом это 130 тысяч организаций. Именно они должны выработать документы, подтверждающие то, что выставочно-конгрессную деятельность нужно поддерживать на государственном уровне, поскольку она не просит средств, а дает их. На конференции, которая проходила в рамках последнего форума «5pEXPO», президент ЗАО «ВО «РЕСТЭК» Сергей Трофимов предложил создать антикризисную рабочую группу, которая регулярно, не реже раза в месяц, собиралась бы в Москве и оперативно принимала решения с учетом складывающейся ситуации для реализации этих решений всеми заинтересованными участниками. Если бы удалось создать такую группу, подчеркнул г-н Малькевич, то сегодняшнее заседание клуба было бы более чем полезным.

Вопрос выставочной деятельности неоднократно обсуждался на заседаниях и семинарах UFI, РСВЯ и комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. Сегодня можно отметить некоторые особенности момента. При известном сокращении количества экспонентов и площадей, число посетителей не сокращается, а на некоторых выставках даже растет. Кроме того, кризис помог осознать то, о чем раньше не задумывались: выставка – это место для перезагрузки своей бизнес-матрицы, то есть системного получения новых знаний, методик, оценки принимаемых решений.

Кризис приведет к оздоровлению выставочной отрасли. Отраслевой бум последних лет имел свои издержки – расплодились выставки-клоны, выставки-однодневки. С их уходом авторитет выставочной деятельности только укрепится.

«Предложения можно было бы систематизировать по трем пунктам, – продолжил Владислав Малькевич.– Первое, меры, которые должны быть осуществлены самостоятельно выставочными организациями (льготные программы, бонусы участникам выставок). В частности, организация при помощи ТПП региональных объединенных стендов на выставках. Кроме того, необходимо искать льготы для экспонентов вместе с партнерами по бизнесу – гостиницами, транспортниками, кейтеринговыми компаниями. Второе, координация работы РСВЯ и комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. В нынешних условиях ущерб от недобросовестной конкуренции, от дублирования выставок будет очень велик как для участников, так и для отраслей экономики. Об этом разговоров много, но ничего не меняется. Третье, государственная поддержка. Под эгидой ТПП и РСВЯ мы готовы работать над предложениями по поддержке федеральным правительством и региональными органами власти участия ведущих российских производителей в выставках в России и за рубежом».

Председатель Комитета по предпринимательству в сфере рекламы, президент Национальной рекламной ассоциации Борис Школьников рассказал, что происходит значительное падение рекламного рынка. «От 10% на телевидении до 30–50% в наружной рекламе и других сегментах. Идет не просто снижение бюджета, а некоторые рекламные агентства просто закрываются. Причем закрываются, понятно, не крупные, а малые и средние предприятия. Поэтому сегодня, если говорить о нашей ноябрьской профессиональной выставке «Реклама», у многих участников стоит вопрос – участвовать или нет? В связи с этим хотел обратить внимание на крайне негативное влияние, которое оказывают на развитие традиционных выставочных проектов вновь рожденные на пустом месте мероприятия. Речь идет о выставке «ProMediaTech» в «Крокусе», которая, по моим ощущениям, провалилась».

По мнению участников заседания, выставки никогда не прекратят своего существования, поскольку являются единственным средством общения «лицом к лицу». Кроме того, они остаются самым дешевым каналом сбыта. Другое дело, что сегодня даже крупные компании не будут участвовать в нескольких выставках аналогичной тематики, как они делали это раньше. Они выберут только одну ведущую выставку, поэтому значительные потери понесут выставки второго и третьего плана, а некоторые из них и вовсе закроются. Это объективный фон, на котором сегодня живет отрасль. Поэтому отрасли нужна консолидация, которой сегодня практически нет. Отсюда был сделан вывод о необходимости продвижения выставочной отрасли в целом в средствах массовой информации, чтобы объяснить, прежде всего власти, необходимость проведения выставок как средства стимулирования развития разных отраслей экономики. Приоритет в этой работе отдается отраслевым выставочным изданиям.

В качестве еще одного пожелания к выставочным изданиям, а также официальным публикациям ТПП и статистическим справочникам РСВЯ, было высказано предложение не публиковать статистики без указания на источник данных – организатора или аудитора. Поскольку раздутые цифры, предлагаемые отдельными организаторами, вызывают возмущение в профессиональной среде и дискредитируют отрасль в целом.

Предлагалось также создать объединенную выставочную пресс-группу для освещения хороших новостей. Недоумение у руководителей выставочной индустрии вызывает тот факт, что первые полосы печатных СМИ и львиная доля в выпусках новостей на радио и телевидении занимает информация о трагических событиях и происшествиях. А успехи в проведении отраслевых выставок, которые показывают, что какой-то сегмент рынка жив и развивается вполне успешно, отражения в СМИ не находят.

В связи с этим вопросы и пожелания возникли у представителей выставочной прессы, участвовавших в заседании. Операторы сетуют на то, что экспоненты сокращают выставочные бюджеты, не понимая важности участия в выставках. Сами же (за редким исключением) в первую очередь сокращают именно собственные рекламные бюджеты. Так в каких же изданиях собираются они продвигать свои прогрессивные идеи, если на поддержку отраслевой прессы средств у них не остается? Смею напомнить, что именно из этих средств и складывается бюджет выставочного издания. Кроме того, если экспонент сокращает свой бюджет на участие в выставке, то страдает только он сам. Если же организатор сокращает рекламный бюджет, то страдает выставка в целом. Это значит, что она проводится некачественно.

О субсидировании участников выставок в регионах рассказал генеральный директор ЗАО «Мордовэкспоцентр» Лев Агеев. Цифры сокращаются значительно. Число экспонентов в связи с этим резко уменьшается. В качестве примера он привел ситуацию с выставкой по здравоохранению. Перед региональными властями встает вопрос – субсидировать участие предприятий в выставке или закупить самые необходимые лекарства для больниц, где из медикаментов остался один аспирин? Другой вопрос – о субсидировании выставок из федерального центра. Если такая помощь приходит, то средства поступают на счет некой организации, имеющей опосредованное отношение к выставке. Далее никто не может проследить пути распределения этих средств. Разумнее, по его мнению, было бы направлять субсидии непосредственно организатору выставки или конкретным экспонентам. Тогда было бы четко видно, куда и сколько денег потрачено.

Генеральный директор ВЦ «КраснодарЭКСПО» Андрей Курилов обратил внимание на необходимость дописать, наконец, концепцию по выставочно-ярмарочной деятельности и обеспечить ее принятие федеральным правительством. А особый раздел этой концепции посвятить регионам, поскольку там выставочная деятельность значительно отличается от столичной.

В завершение собравшиеся поддержали идею создания рабочей группы по антикризисным мерам. Озвучили состав ее участников и наметили дату первого заседания. Поскольку времени больше нет, нужно немедленно заниматься оперативным мониторингом, подсказывать коллегам верные решения и использовать для этого все возможности выставочных организаций и в особенности огромные возможности ТПП РФ.

"