Posted 28 апреля 2008,, 20:00

Published 28 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Болезненное правосудие

Болезненное правосудие

28 апреля 2008, 20:00
Вчера Мировой суд Якутска вынес приговор хирургу местного Национального центра медицины, удалившему у пациентки по ошибке вместо больной почки здоровую. Несмотря на то что женщина после операции осталась на всю жизнь инвалидом, врач отделался шестью месяцами лишения свободы условно. Случай в Якутске показателен, счита

В декабре 2006 года в Медицинский центр Якутска с подозрением на онкологию поступила на обследование 47-летняя местная жительница. Во время осмотра врачи обнаружили у пациентки опухоль в почке. Ситуация потребовала срочного хирургического вмешательства. Исполняющий обязанности заведующего урологическим отделением, хирург-уролог Адольф Габышев прооперировал женщину. Однако вместо больной левой почки удалил здоровую правую. Как установил суд, врач пренебрег результатами обследования и не изучил все необходимые медицинские документы на пациентку. Хотя женщине провели вторую операцию по удалению опухоли, она на всю жизнь осталась инвалидом.

Якутский суд признал Адольфа Габышева виновным по статье Уголовного кодекса РФ «О причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности». Горе-хирургу присудили полгода лишения свободы условно и запретили на год заниматься врачебной деятельностью.

По мнению независимых экспертов, врач отделался слишком легко. «Случай в Медцентре Якутска просто возмутителен, – рассказал «НИ» доктор медицинских наук, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Сергей Колесников. – Удаление двух почек – это существенная угроза жизни. Теперь женщина обречена на гемодиализ. Судья сам определяет наказание провинившемуся. И можно согласиться с решением об условном заключении врача, поскольку он ошибся в первый раз и по неосторожности. Но в данном случае, кроме уголовного преследования, следовало также применить к нему и административные санкции.

К примеру, оштрафовать на крупную сумму денег в пользу пострадавшей».

Впрочем, излишне мягкое наказание за причинение вреда здоровью человека в нашей стране не редкость. «Нам приходится довольно часто сталкиваться с ситуациями, когда наказание за совершенную врачебную ошибку и даже халатность либо смехотворно, либо вовсе отсутствует, – рассказал «НИ» адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян. – Так, три года назад в Рязани спустя несколько дней после операции по липосакции умерла женщина. Мало того, что суд отказал в компенсации ее родственникам, так еще прокуратура тянула с заведением дела по этому трагичному случаю. В той же Рязани врачи отказались оказывать срочную помощь молодому человеку с черепно-мозговой травмой. В итоге парень скончался. С больницы взыскали штраф в пользу родственников в размере всего 30 тыс. рублей. Между тем у родителей-пенсионеров это был единственный ребенок, их единственная надежда избежать голодной старости. И в том и в другом случае были виновны врачи. Мы обратились в Европейский суд с жалобой по обоим эти делам и сейчас ждем его решения».

Проблема несоответствия наказания проступкам кроется в несовершенстве отечественной судебной системы, считают специалисты. По их оценкам, из 500 дел, связанных с врачебными ошибками, до суда доходит не более 70 в год. Для сравнения, в США ежегодно разбирается по 1,5 тыс. исков к горе-врачам. «У нас слишком неясно прописано, что подразумевать под врачебной ошибкой. Кроме того, в России фактически отсутствует система независимых медицинских экспертов, – объяснил «НИ» Сергей Колесников. – В процессе работы по делу они зачастую назначаются судом из тех же больниц и клиник, где работает обвиняемый. Естественно, многие «независимые» эксперты могут быть связаны с обвиняемыми по службе или даже находиться с ними в родстве. Зачастую главврач центральной больницы или клиники занимает одновременно пост в местной администрации. В результате дело спускается на тормозах. Особенно этим грешат регионы. Обратите внимание, что подавляющее большинство трагических медицинских инцидентов приходится именно на провинцию...»

По иронии судьбы, вчера же в другом конце России суд Беломорского района Карелии приговорил женщину-врача к трем годам условно за то, что она, получив взятку в размере 1,8 тыс. рублей, выдала справку о нетрудоспособности. Вдобавок осужденная была оштрафована на 5 тыс. рублей. Эксперты только разводят руками: судебные органы, по всей видимости, считают взяточничество куда более серьезным нарушением, чем преступление против жизни человека.

"