Posted 29 марта 2017,, 16:43

Published 29 марта 2017,, 16:43

Modified 8 марта, 01:56

Updated 8 марта, 01:56

Протест в никуда. Что происходит с дальнобойщиками

Протест в никуда. Что происходит с дальнобойщиками

29 марта 2017, 16:43
По данным организаторов, число участников забастовки дальнобойщиков на сегодняшний день превысило 10 тысяч человек. К бессрочной акции присоединилось большинство российских регионов. Однако страна никак не чувствует на себе стояние "бунтовщиков". Хотя накануне их лидеры обещали большую бучу и пустые полки в магазинах.

Людмила Бутузова, "Новые Известия"

Водителей большегрузов не устраивает вводимый с 15 апреля этого года дополнительный повышающий коэффициент за каждый километр перевозок.

Речь идет об отмене планов по повышению в два раза тарифа в системе «Платон» с нынешних 1,53 рубля за километр до 3,06 рубля. За несколько дней до начала забастовки премьер Дмитрий Медведев пошел на уступки и подписал распоряжение, согласно которому тариф повысится только на 25% и составит 1,91 рубля за километр. Дальнобойщики не восприняли это послабление, «скидки» на проезд их не интересуют. Бастующие практически во всех городах требуют отмены «налога Ротенберга» и отставки правительства. Судя по вялой реакции политиков и равнодушию народных масс, с таким же успехом можно добиваться того, чтобы луна и солнце поменялись местами.

ВИРТУАЛЬНАЯ ДВИЖУХА

- Во всем виновато телевидение. Не показывать забастовку по ТВ – значит закрыть народу глаза. – А раз никто не видит, то, значит, ничего и не происходит, - высказался водитель белгородского большегруза, притулившегося в «кармане» на 270 километре трассы М-2.

Вообще-то, кроме ТВ, есть еще и Интернет, который в режиме онлайн рассказывает и показывает, что вторые сутки происходит на дорогах России. Новости возбуждающие. Мурманские грузоперевозчики вышли на федеральную трассу «Кола» в районе поселка Пушной. Водители поставили фуры вдоль дороги, украсили стекла протестными плакатами «А ты определился? Акциз — налог один, мы больше не отдадим», «Мы платим налоги, где наши дороги?». В Благовещенске около 30 фур выстроились на обочине вдоль Новотроицкого шоссе на окраине города для проведения «пассивной забастовки». На месте дежурят сотрудники ДПС, которые предупредили водителей, что в случае их выхода на проезжую часть они будут задержаны. В Чите в забастовке участвуют 50 дальнобойщиков. Акция протеста стартовала в районе Угданского кольца, а затем переместилась в сторону села Ивановка.В Санкт-Петербурге дальнобойщики протестуют против «Платона» на Московском шоссе. Сейчас там находятся 50 фур и 30 легковых автомобилей.

В Ульяновске на акцию вышли 300 дальнобойщиков, выставив 70 фур вдоль Олимпийского проспекта в Засвияжском районе областного центра. Перевозчики в ходе акции отказались принимать заказы. К стачке присоединились дагестанские дальнобойщики, активное участие принимают более половины дагестанских водителей. 19 дальнобойщиков, устроивших несанкционированную акцию протеста против тарифов системы «Платон», задержаны в Сургуте. Разгоняли бунтовщиков бойцы отряда ОМОН.

Дубинки ОМОНа, безусловно, придают стачке драйв. Но столкновения, слава Богу, единичны, в основном, судя по сообщению с мест, большегрузы стоят мирно на обочинах дорог или в закутках больших городов. Движухи нет, «Платона» запугивают разудалыми плакатами да мирно митингуют между собой.

В ПРОЦЕССЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ

«Мои» забастовщики на 270 км, у деревни Медвежка и вовсе не подавали признаков жизни. 7 фур: три из Белгорода и по две – Орел и Курск. На часах 5.45, на трассе – ни единой машины, кроме «Фиата» тульского ГИБДД, маячившего неподалеку от стоянки.

Вот интересно, в кабинах спят или протестуют?

- А ты с какой целью интересуешься? – спросил белгородский водила, приоткрыв дверь.

- Сопереживаю процессу, - сказала я.

Дядька посвистел, к сопереживанию подтянулись напарники и майор из «Фиата». Попили чаю из термоса, угостились из корреспондентской сумки чем бог послал.

Короче, стоят здесь с вечера 27 марта. Хотели перебраться поближе к Черни и перекрыть мост – запротестовало ГИБДД: место узкое и так-то не разъехаться, а фуры встанут – каждую вторую легковушку придется доставать из реки. Вам это надо?

- Мы подумали: нет, не надо. Постоим пока здесь, до сигнала.

Просигнализировать должен координатор, и тогда ребята двинутся либо на Тулу, либо на Москву. Зачем?

- Ну надо же показать, что власть совсем оборзела, - заводится курянин Саша, самый молодой в компании. – Додумались тоже: зa пpoeзд пo гocудapcтвeнным трассам платить Ротенбергам в частный карман! Где такое видано?

Саша еще и не платил, он по молодости даже в предыдущих протестах не участвовал. А мужики – да, митинговали.

- В 2015-ом, когда «Платона» только вводили, месяц просачковал – сначала у себя в Белгороде, потом в Химках стоял, - рассказывает «старший» Николай Андрееевич. – Долгов набрал – как без них? Семья – тому надо, этому надо, еще кредит висел… Потом как бешенный вкалывал, чтобы рассчитаться. Не, сейчас я на длительный срок не подписываюсь: либо долой «Платона» здесь и сейчас, либо – по домам и не мытариться.

«ПЛАТОН» ПРИПОМАЖЕНЫЙ

Первые протесты против «Платона», развернувшиеся еще до начала работы системы все же имели результат, это признают все. Тарифы снизили, введение штрафов отстрочили. Аргументом тогда выступало то, что повышение стоимости перевозки отразится на конечной цене товара. Глава Сбербанка Герман Греф, помнится, прогнозировал, что «Платон» прибавит к инфляции полтора пункта. Реальность оказалась благосклоннее. Например, аналитик исследовательского центра Infranews Алексей Безбородов утверждает, что никакого влияния на конечную цену продуктов «Платон» не оказывает, незначительный рост расходов на 1-2% ощутили на себе только перевозчики, подключившиеся к « Платону». Другой вопрос, что «мнение специалиста» появилось накануне новых протестов и явно для того, чтобы снизить накал борьбы.

- Они кого хочешь припомадят, - неожиданно подключается к теме майор, которому по должности не положено сочувствовать бунтовщикам. - Мы разве не ощущаем инфляцию? Для кого-то 10% - не рост, а работяге и копейка дорога.

Еще чуть-чуть в этой компании и страж порядка созреет до очевидного: ecли бы cиcтeмa «Плaтoн» былa пoлнocтью гocудapcтвeннoй, тo тaкиx мaccoвыx пpoтecтoв мoглo и нe быть.

Собственно, это и есть одно из основных требований перевозчиков – вернуть дороги в руки государства. Государство, как показывает жизнь, тоже не самый рачительный хозяин и тоже непрочь ошкурить подданных, но хотя бы не так обидно платить мзду в общий котел, а не в частные карманы олигархов.

В сети бешеной популярностью пользуется видео-отчет с митинга челябинских перевозчиков, где были озвучены факты неэффективного распределения средств, собираемых системой «Платон». Мониторинг дорог, на которые были выделены 400 млн рублей, засвидетельствовал: ямы и ухабы – те же, вместо ремонта дорожного полотна повсеместно вывешаны запреты на движение большегрузных автомобилей, что, по словам митингующих , говорит о подмене заявленных целей «Платона».

»Дальнобойщики не хотели бы бастовать. Дальнобойщики хотят работать. Не надо с них три шкуры драть, дайте им спокойно работать, чтобы они элементарно семьи могли накормить, уже давно не до жира, люди просто хотели бы жить, имея еду, воду, одежду — самое элементарное. Зачем отбирать последнее? В Москву так и нужно передать — во всем виноваты вы, господа, своей жадностью и необузданностью и неуважением к своему народу», —резюмировал один из участников митинга.

ЧЬИ УШИ ЗА СПИНОЙ?

Начавшаяся акция водителей грузовиков активно обсуждается экспертами. Можно сказать и по-другому: большинство из них высматривают уши политиков, якобы спрятавшихся за спинами дальнобойщиков.

«В протесте Платона осталась только политическая ситуация, конструктивная повестка никому не нужна, — считает директор центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов. — Намеченная на сегодня акция протеста идет вяло: сожгли фуру в Дагестане, соцсети пишут о неких протестных стоянках — а на самом деле это обычный будничный отстой грузовиков в ходе рейса».

«Платон» — это лекарство, им лечат «серую бациллу», выводят экономику из «серых схем», это средство, которое давно проверено в Европе и США. Однако протест всегда кем-то подогревается, - рассуждает в ФБ еще один завсегдатай политических ток-шоу. Политолог приводит в пример несколько странных, на его взгляд, фактов. „Бажутин (лидер перевозчиков Санкт-Петербурга – ред.) приехал на акцию с 8-летним ребенком. До этого он ездил в Германию на переговоры с фондом НЭД. Именно поэтому власть ищет других переговорщиков — тех, кто настроен решать вопросы, а не организовывать постоянно действующий протест, считая его единственной и главной целью“, — заключил политолог.

Подливают масла в огонь и свои «братья по оружию» - из тех, кто остался дома и , бастовать не планировал. Как считает координатор ассоциации „Дальнобойщик“ Валерий Войтко, недовольство выражает лишь небольшая часть водителей грузовиков, при этом уровень организации протестной акции на данный момент „никакой“.

„Людьми движет общее недовольство положением дел в стране, а ‚Платон‘ — это лишь раздражающий фактор, красная тряпка, — уверяет он своих сторонников в соцсетях. — Уберите ‚Платон‘ — мало что изменится в вашей жизни, уважаемые автоперевозчики“. В пример приводит свой недавний диалог на „встрече с мужиками“. „Встает один из водителей, приехавший из-под Тюмени. «Что делать?», — спрашивает. Оказалось, в городе было 11 предприятий, на которые возили грузы. Предприятия обслуживали 400-500 дальнобойщиков. Сейчас осталось три работающих предприятия. Как быть-то? Отменить ‚Платон‘ — и что? Появится работа? Нет. Разве в ‚Платоне‘ причина? Пожал плечами. Видимо, не в ‚Платоне‘.

Общий тон многочисленных «экспертиз»: дальнобойщики заигрались в политику и — в борьбе за первенство между собой — запутались в собственных идеях.

Возможно, есть и такой соблазн - сделать политическую карьеру за счет своих коллег-дальнобойщиков. Но, похоже, успехом она не увенчается. Дальнобойщики – не дети, которых можно втянуть в «игру». По стране рынок перевозок почти на 70 процентов принадлежит «частникам» — то есть водителям, работающим на собственном авто, или владельцам крохотных ИП на два-три большегруза. Именно они больше других страдают от сборов «Платона». И если уж эти 70 процентов поднялись, то явно не по воле каких –нибудь популистов из ЛДПР-КПРФ. Если же потенциал протеста будет благополучно похерен, то винить тоже некого, кроме самих владельцев большегрузов.

НЕ ДОГОНЮ – ТАК СОГРЕЮСЬ

К этому все и идет. Фуры пришли, встали на обочинах, а что дальше, сколько стоять – никакого представления у организаторов нет. Расчет, похоже, на то, что Москва испугается одного вида скопившихся машин и уступит.

Нервы сдают пока только у самих митингующих. В Тульской области протест дальнобойщиков закончился бегством в лес. Вчера, на пересечении федеральной трассы М-2 «Крым» и Одоевского шоссе, что называется, на пустом месте столкнулись большегруз MAN и легковушка ВАЗ-2111. Судя по тому, что на месте автоаварии побывало не менее 5 экипажей ДПС, стражи порядка заподозрили намеренное имитирование ДТП, чтобы перекрыть трассу. Основания для этого имелись: за рулем легковушки находился мужчина, который ранее принимал участие в протестах дальнобойщиков против системы «Платон». Разбирательство закончилось массовым побегом участников и свидетелей с места происшествия.

Горячие южные парни от нетерпения, что правительствло не выходит с ними на связь, пытались запалить большегруз. В Югре дальнобойщики от безделья померились силой с ОМОНОМ – пока ничья, но в следующий раз водителей, если « не перестанут борзеть», пообещали закрыть суток на 15, невзирая на «политику». На Урале от нечего делать разгораются словесные баталии между теми, кто вышел «бастовать до последнего» и теми, кто считает забастовку делом бесполезным и вредным. В перепалке теряются и вполне здравые мысли, что мероприятия подобного рода должны быть подготовлены гораздо серьезнее, гораздо более вдумчиво, лозунги должны быть выверены, инструменты реализации этих призывов должны быть четко обозначены.
Многим, кто уже стоит на трассе, это не по нраву.
- Мы вышли за всех, а поворачивается так, что сами же оказались виноваты, - обескураженно высказывался наш знакомый протестант Саша из «кармана» на 242 километре. – И наверху помалкивает, как будто нас тут и нету.
-Может, это и к лучшему, - откликается бывалый белгородец. – Есть такой анекдот: не догоню – так согреюсь. Вот и не торопись пока, грейся. Льготы на проезд тебе уже дали. А получить дубиной по голове еще успеешь.
Посмеялись...

"