Posted 28 марта 2011,, 20:00

Published 28 марта 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

«Слив» производства

«Слив» производства

28 марта 2011, 20:00
Вчера столичные власти выступили с предложением, как можно использовать промышленные зоны в Москве. Заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков предложил москвичам обсудить вопрос о переносе туда гаражей-ракушек из дворов. На его взгляд, это поможет освободить площадки под парковочные хозяйства. Промзоны, за

Вчера, выступая перед журналистами, заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства города Петр Бирюков предложил москвичам переносить свои гаражи-ракушки из дворов на пустующие промзоны. Так, по мнению чиновника, получится освободить территорию под парковочные места, число которых распорядился увеличить столичный мэр Сергей Собянин. Сейчас значительная часть промзон пустует. Например, когда на одной из промышленных площадок города в Южном Бутово закрылся двухэтажный кирпичный завод, не помнят даже местные жители. В пустом помещении склада на территории промзоны бизнесмен Вячеслав Ковалев организовал свое предприятие. В неотапливаемом помещении он в компании четырех работников из Узбекистана на двух станках делает железные крючки, на которых в большинстве московских супермаркетов развешивают шоколадные батончики. Свое производство Вячеслав организовал пять лет назад и уже два раза менял территорию. «Первый офис был в Дубровке, затем в Люблино, теперь – Южное Бутово, все на территории промзон», – рассказывает «НИ» мужчина.

Обстановка от места к месту не меняется: неработающие цеха становятся для бизнесменов заводом, офисом и кухней. Из удобств есть только электричество. Один из работников Бахтияр своей работой доволен, но жалуется на холод внутри помещений. «Мы всегда работали примерно в одинаковых условиях. Все здесь производится на моих же станках, я их сам проектировал», – замечает Вячеслав Ковалев. Обещания чиновников сократить промышленные зоны его не пугают: «Я уже в стольких местах работал, что и не сосчитать. В Москве таких цехов превеликое множество, и никакая зона тут не нужна, главное – найти хорошее расположение, комфортное для работы».

Грозить сокращениями столичные власти начали в середине марта. На одном из совещаний Сергей Собянин подсчитал, что из 27 тыс. га промзон две трети используются не по назначению. Сколько там работает предприятий, таких, как у Вячеслава Ковалева, не знает никто.

По словам чиновников из департамента экономической политики и развития города, планам по выводу промзон уже 20 лет, но дальше них дело еще не шло. Пока в ведомстве готовят документы и просчитывают варианты реализации идеи. Депутат Мосгордумы Андрей Клычков полагает, что в начале нужно выяснить, почему собственники или арендаторы довели свое хозяйство до такого состояния. «В первую очередь следует провести ревизию документов. В Москве большие проблемы с правом собственности, многие его получали незаконным путем. Так мы и узнаем, почему столько предприятий оказалось разорено или уничтожено», – объясняет «НИ» парламентарий.

Помимо «пустых» промзон в городе еще сохранились функционирующие производства. Но и здесь встает вопрос, насколько они полезны столице. Например, плохая экологическая ситуация складывается в районах Марьино, Люблино, Капотня, Братеево, рядом с которыми работает нефтеперерабатывающий завод. Выводить его за пределы города власти не намерены, поскольку на него приходится половина всех объемов промышленности столицы. По словам Сергея Собянина, до 2020 года будет проведена реконструкция завода, вложат в нее около 66 млрд. рублей, это позволит сократить вредные выбросы в 2,5 раза.

Что же касается переезжающих промзон, то в оценке того, как этот процесс повлияет на ситуацию с рабочими местами в городе, эксперты расходятся. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что переводить узкотехнологичные предприятия с их нынешнего местоположения нецелесообразно. «В советское время их специально ставили в центре городов, потому что работникам было выгодно жить рядом с ними. Сейчас рабочие просто не переедут: зарплаты маленькие, многие работают на одном энтузиазме. Тем более неясно, куда именно их денут», – говорит «НИ» эксперт. Старший экономист компании экспертного консультирования «Неокон» Олег Григорьев, напротив, считает, что переезд положительно повлияет на ситуацию с рабочими местами. «Если говорить честно, то большинство работников промышленных предприятий живут далеко не в центре, а на окраине или за городом, – замечает он. – Плюсов будет больше: потоки рабочей силы станут более локальными и принесут много пользы жителям городов ближайшего Подмосковья».

Пока власти примериваются, кто «переедет», а кто реконструируется, вопрос о том, что будет с освободившейся территорией, волнует все больше людей. Строительные аналитики уже подсчитали, что в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) может освободиться площадь от трех до 11 гектаров, которые могли бы подлежать комплексной застройке. Всего же по Москве застройщики планируют занять около семи тыс. га, а доходы от продажи жилья, построенного там, могут составить 800 млрд. долларов. Сейчас строительный рынок ждет июня, когда должны быть приняты правила землепользования и застройки, которые прояснят, какие именно промзоны планируется отдать под нужды застройщиков.

Андрей Клычков замечает, что сегодня важно строить не офисы и жилые кварталы, а социально значимые объекты. «Я понимаю, что город и бизнесмены ищут для себя максимальную выгоду. Но важно, чтобы не получилось, что девелоперы продадут жилье с прибылью 3000%, которое может позволить себе 1% населения страны, а места для больниц, школ, садиков или инновационных предприятий опять не хватит», – сетует депутат.

"