Posted 28 января 2008,, 21:00

Published 28 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Сейчас или никогда

Сейчас или никогда

28 января 2008, 21:00
Вчера в двух городах России – в Москве и во Владикавказе – продолжались поиски двух сбежавших задержанных. Оба случая произошли в конце минувшей недели во время конвоирования преступников. По статистике ФСИН России, из колоний заключенным удается сбежать все реже. Так, за 2006 год скрылись 12 осужденных и задержанных.

Во Владикавказе до сих пор выясняют, как 33-летний сбежавший заключенный Георгий Алимбеков сумел раздобыть пистолет ТТ. Этого человека подозревают в убийстве управляющего бесланским филиалом Банка развития региона Артура Кокаева. У охранников, перевозивших Алимбекова из зала суда в СИЗО, были при себе лишь пистолеты Макарова. Когда милицейская «Газель» подъезжала к воротам СИЗО, ей преградила путь «шестерка», и Алимбеков начал стрелять по головам сидящих впереди милиционеров. Снаружи по автозаку также был открыт огонь. Старший сержант отдельного батальона конвойной службы, 42-летний Асланбек Джидзалов, был убит. Еще четверых конвоиров ранили. После этого Алимбеков скрылся, а еще четверо арестантов, в том числе трое фигурантов по делу об убийстве банкира, бежать не стали. Сыщики не сомневаются, что побег был тщательно спланирован. Источник «НИ» в МВД Северной Осетии рассказал, что сразу после нападения были проверены все связи Алимбекова, но в кругу его знакомств не было тех, кто мог так профессионально организовать побег.

В Москве задержанный сбежал в минувшую пятницу. «37-летний уроженец Армении был задержан сотрудниками ОВД «Строгино» за совершение разбоя, – рассказал «НИ» источник в ГУВД Москвы. – Вечером он пожаловался на здоровье, и его повезли в 20-ю городскую больницу для прохождения обследования в кабинете рентгенологии. Но в приемном покое мужчина выпрыгнул в окно и сбежал». Вчера поиски его продолжались, но так и не увенчались успехом.

Официальная статистика ФСИН свидетельствует: люди, совершившие преступления, все реже бегут из тюрем и колоний. Если в 2005 году было совершено 17 побегов, то в 2006 году – 12. Но во время конвоирования в больницу или в зал суда у арестантов есть шанс удрать. В больнице конвоиры не всегда могут держать своего подопечного в поле зрения. «Конечно, все зависит от врача, который решает, допустить ли конвоиров в кабинет или попросить остаться в коридоре, – объяснил «НИ» заместитель начальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев. – Во время простой перевязки охрана может стоять рядом с конвойным. Но, например, находиться в том же рентгенкабинете опасно для здоровья, поэтому доктор может попросить милиционеров не входить». На неофициальном форуме работников ФСИН РФ конвоиры рассказывают, что врачи не пропускают их в операционные комнаты, а их коллеги предлагают быть более настойчивыми или хотя бы «подглядывать за контингентом одним глазком». «Иногда медики говорят, что больной нетранспортабелен – после операции или при подготовке к ней, – пишут сотрудники ФСИН. – Караул расслабляется, а «больные» сбегают».

У правозащитников свой взгляд на проблему скрывшихся заключенных. «Побеги – это свидетельство потери управления в системе наказания, – заявил «НИ» директор правозащитного центра «Тюрьма и воля» Валерий Абрамкин. – До 2004 года не было такого большого количества проявлений агрессии заключенных – побегов, бунтов, голодовок, массовых выступлений. Это говорит о непрофессионализме руководства ФСИН. Они пытаются управлять заключенными с помощью аморальных средств, унижающих человеческое достоинство. Поэтому люди срываются и готовы пойти на смерть». Особенно остро правозащитники комментируют статистику побегов, число которых якобы снижается. «Система наказания не прозрачна, и руководство колоний может скрывать побеги», – сообщил «НИ» представитель фонда «В защиту прав заключенных» Лев Пономарев. Только в 2007 году стало известно о нескольких громких разоблачениях. В декабре в Архангельске был осужден начальник исправительной колонии №7 Рахиб Абдуллаев, который скрыл побег троих зеков. Они незаконно работали на строительстве дачи одного из руководителей УФСИН и сбежали. А в Новороссийске под суд попал начальник колонии-поселения №10 Андрей Банников. Следствие установило, что в 2005 и 2006 годах он скрыл 60 побегов, за что якобы получал солидное вознаграждение.

"