Posted 28 января 2004,, 21:00

Published 28 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Элита в дефиците

28 января 2004, 21:00
Фонд «Единство во имя России» провел вчера «круглый стол» на тему «Как получить образованную элиту». К единому мнению его участники – ректоры высших учебных заведений, известные политологи, экономисты, социологи – так и не пришли. Впрочем, в одном они были солидарны: прорыв стране могут обеспечить только образованные л

Участники «круглого стола» констатировали, как минимум, две очевидные вещи: во-первых, интеллектуальная элита 90-х, представленная в основном отечественной Академией наук, почти исчерпала себя; во-вторых, не каждый человек с высшим образованием способен впоследствии стать ярким профессионалом. Как отметил президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, «у нас прекращают учиться сразу же после получения высшего образования».

Это одна, но далеко не единственная причина, почему так медленно восполняется естественный уход интеллектуальных лидеров. Отчасти в дефиците образованной элиты виновата и система высшего образования России. Так, по мнению руководителя Центра политических технологий Игоря Бунина, отечественные вузы не дают «нового представления о мире». За этими знаниями наши студенты отправляются обычно на Запад. Многие впоследствии там и остаются. «Как работодатель, – признался Бунин, – я лично предпочитаю иметь дело с теми, кто получил хорошее российское образование и частично западное». Причина, почему в нашей стране до сих пор действует именно такая, а не иная система обучения, по мнению политолога, в том, что в обществе доминирует идея «особого пути России». «Впрочем, – заключил Бунин, – через 5–10 лет может появиться другая элита, которая посчитает, что России нужно идти в сторону цивилизации».

По словам главного научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН Александра Ципко, само по себе наличие в стране высочайших профессионалов не выход. Гораздо важнее, какое мировоззрение заложено в их головах. «Элита» может как развить, так и разрушить государство, – убежден Ципко. – Только те, кто ставит интересы своей нации выше интересов других наций, способны что-то создать».

Оставим за учеными право выяснять, какой «тип» интеллектуалов теперь более востребован. Отметим лишь, что и это далеко не единственные проблемы, стоящие перед высшей школой. Участники заседания упомянули и другие. В частности, падение престижа интеллектуального труда в нашей стране, системный кризис образования. По глубокому убеждению собравшихся, ни у правительства, ни у администрации президента пока нет понимания, что повышение качества образования, выращивание своей элиты и развитие страны – звенья одной цепи. И одно без другого существовать не может.

"