Рус
Eng
Чем пахнет праздник

Чем пахнет праздник

28 декабря 2013, 00:00
Общество
ВЕРОНИКА ВОРОНЦОВА
Новый год уже не ассоциируется у россиян с запахом елки и мандаринов, говорят эксперты. Многие соотечественники сегодня находят более праздничным вкус имбирного пряника и новый для нашей страны запах «зимнего леса» – именно эти ароматы теперь распыляют в торговых центрах и офисах для создания новогоднего настроения. Ка

Еще лет двадцать назад Новый год был немыслим без запахов елки и мандаринов. Казалось, это правило было присуще нам чуть ли не на генетическом уровне. Однако новое поколение россиян живет уже в другой реальности – для наших современников пора зимних каникул все настойчивее ассоциируется с ароматами имбирного пряника и «зимнего леса». Президент ассоциации сенсорного маркетинга Руслан Юлдашев пояснил в беседе с «НИ», что речь идет о «незаметных» для человека запахах, которыми искусственно наполняют перед праздником торговые центры для привлечения клиентов. При этом, по словам специалиста по аромамаркетингу Юлдашева, многие покупатели сами толком не осознают, как пахнет пряник или лес – они просто замечают, что настроение стало более приподнятым и праздничным.

Собеседник «НИ» отмечает, что имбирный пряник стал для россиян новогодним ароматом в последние 15 лет, когда граждане еще не так давно закрытой страны стали больше путешествовать по миру. Например, побывав на одной из рождественских ярмарок в Европе или Америке, большинство наших соотечественников так очаровываются зрелищами, запахами и общей атмосферой праздника, что хотят видеть то же самое и на родине.

А вот аромат елки и мандаринов ассоциируют с наступлением Нового года все меньше и меньше россиян, утверждает г-н Юлдашев. Вот и торговые центры запускают подобные ароматизаторы с большой осторожностью. «Ароматы ели и цитрусовых очень популярны... в отдушке чистящих средств и туалетных освежителях. Поэтому можно добиться обратного эффекта – покупатель незаметно для себя легко скатится в ассоциациях не к Новому году, а к уборной или запаху свежевымытого пола, то есть ко всему тому, что не имеет никакого отношения к празднику», – поясняет эксперт.

Еще одна тенденция, которую отмечают специалисты, – снижение популярности живой елки. Сегодня почти невозможно встретить магазин, витрина которого была бы украшена живым деревом, говорят маркетологи. Снижение интереса к натуральным елкам также отмечает социальный психолог Алексей Рощин. По его словам, ходить на базар за елкой становится все менее распространенным занятием: «В сознании многих россиян, особенно молодых, сильно перемешаны новогодние традиции и традиции празднования католического Рождества. Например, многие просто не понимают разницу между Дедом Морозом и Санта-Клаусом».

За последние 20 лет восприятие самого праздника Нового года у россиян также значительно поменялось, говорит г-н Рощин. По словам психолога, Новый год «потерял флер главного праздника года», так как «раньше это был, по сути, единственный праздник вне идеологии, «для души», а теперь для многих это – просто начало отпуска».

Новый год также перестал быть домашним праздником, и все чаще люди стремятся куда-то выехать – если не за границу, то хотя бы на дачу. Мнение нашего собеседника подтверждает недавнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Так, каждый пятый житель Москвы и Санкт-Петербурга поедет на Новый год в другой регион России или за границу. По остальной России встретят Новый год вне дома 10% респондентов.

Большинство популярных туристических направлений на новогодние праздники уже закрыты, а путевки давно распроданы, подтверждают «НИ» в Ассоциации туроператоров России. Подобный дефицит легко объясним: многие россияне рассматривают новогодние праздники как возможность устроить себе лето посреди зимы. Поэтому наибольший спрос наблюдается на традиционные пляжные направления – Таиланд, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Индия. Из новых тенденций, проявившихся в этом году, представители рынка отмечают возросший интерес наших соотечественников к новогодним морским круизам, особенно по странам Балтии.

Формат новогодних корпоративов за последние годы также изменился. Если еще недавно все банкеты были «советского типа», то сейчас в моде тематические вечеринки, на которых наряды участников продуманы до мелочей, рассказал «НИ» организатор праздников, директор продюсерского центра Сергей Князев: «В этом году под влиянием фильма «Великий Гэтсби» в моду вошли вечеринки в стиле «Америка 20-х годов». Также популярны сценарии праздников, основанных на сюжете передачи «Минута славы». Что же касается новогоднего меню, то тут, по словам г-на Князева, россияне остаются консерваторами: «Оливье, селедку под шубой и холодец наш народ, думаю, будет любить всегда».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter