Posted 27 ноября 2014,, 21:00

Published 27 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:04

Updated 8 марта, 02:04

Запретный плод

Запретный плод

27 ноября 2014, 21:00
Россельхознадзор предупредил на этой неделе Швейцарию о возможном введении ограничительных мер по поставкам продуктов из Альпийской республики в Россию. Ведомство заподозрило, что через Швейцарию происходит реэкспорт европейских товаров: после введения продовольственных санкций поставки растительной продукции из этой с

Напомним, исполняя указ президента РФ от 6 августа «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», правительство страны ввело годичный запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Королевства Норвегия. Под санкции попало различное мясо и содержащие его продукты, рыба и морепродукты, молоко и молочная продукция, творог, сыры, овощи, фрукты и орехи. Позднее список пересмотрели, разрешив ввоз безлактозного молока и молочной продукции, мальков лосося и форели, семенного картофеля, сахарной кукурузы и гороха для посева, лука-севка, БАДов, витаминов и пищевых добавок.

Продукты из стран, попавших в список, стали постепенно исчезать и вытесняться другими, а цены на оставшиеся – расти. По данным Росстата, с начала 2014 года по сентябрь «наиболее заметно выросли цены на мясо и мясопродукты – на 15,2% (в среднем по странам Евросоюза данная группа продуктов питания стала дешевле на 0,3%), фрукты – на 11,9% (в ЕС цены на них снизились на 0,3%), рыбу и морепродукты – на 9,9% (в странах ЕС – в среднем на 0,9%), на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты – на 8,8% (снизились в среднем на 0,3%), молочные изделия, сыры и яйца стали дороже на 6,4% (в ЕС – на 0,4%), хлебобулочные изделия и крупы – на 5,2%, масла и жиры – на 4,7% (в среднем по странам Европейского союза цены на данные группы снизились соответственно на 0,3% и 3,5%)». Подешевели лишь овощи: на 16,3% в России и только на 9% – в ЕС.

В погоне за низкими ценами и попавшими в санкционный список товарами россияне поехали в Европу. Самыми популярными направлениями стали Финляндия, Эстония и Польша.

Неудивительно, что продуктовые туры стали особенно популярны в граничащих с Европой областях страны – прежде всего, Ленинградской, Калининградской, Псковской. Жители Калининградской области могут ездить в Польшу и Латвию чуть ли не каждые выходные: те, кто прожил в регионе не менее трех лет, могут получить разрешение на местное приграничное передвижение. С таким документом можно многократно посещать приграничные территории Польши без суеты с оформлением виз. Кроме того, раньше 34% продовольствия на прилавках калининградских магазинов, по данным зампредседателя регионального правительства Константина Суслова, приходилось на товары из стран, оказавшихся в санкционном списке. Многие из тех, у кого есть машины, теперь чаще ездят закупаться продуктами в Польшу, где есть привычные товары, да и цены ниже.

Организаторы шоп-туров говорят, что однодневные поездки пользуются популярностью вот уже несколько лет. На начало осени пришелся всплеск популярности, который сменился резким спадом. Однако и сейчас ежедневно из Калининграда выезжает по несколько микроавтобусов в Польшу в продуктовые туры. «Это связано с тем, что цены за рубежом ниже российских. Однако после падения рубля это стало не таким уж выгодным для наших покупателей», – сообщил «НИ» продавец подобных туров Владимир.

Из Ленинградской области и Санкт-Петербурга традиционно ездят в Финляндию. Однако если раньше предметом интереса шоп-туристов была в основном одежда и бытовая техника, то теперь спрос переориентировался на продукты, а в программу обязательно входит посещение супермаркетов и рыбных магазинов. Обычно поездка занимает один день и стоит до 1000 рублей. Организаторы предлагают забрать своих клиентов прямо от подъезда их дома и туда же привезти обратно.

Каждый человек может ввезти в Россию из попавших в санкционный список стран не более 5 кг продукции животного происхождения. Однако многие «туристы» идут на нарушения закона. Только в прошлые выходные, по данным управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на границе с Финляндией было изъято 50 кг сырого мяса, 80 кг мясопродуктов, 42 кг рыбы, 4 кг лососевой икры и 46 кг молочных продуктов. В сентябре стала известной история, как россиянка попыталась в личном автомобиле проехать в страну с 587 кг сала из Польши.

Стоит отметить, что в течение нескольких месяцев после введения санкций различные торговые сети и супермаркеты смогли заменить запрещенный товар другим. «По большинству позиций мы нашли отечественные аналоги. Не удалось заменить какие-то специфические позиции, типа французских сыров», – рассказали «НИ» в крупной сети гипермаркетов. По этой причине, а также из-за надвигающегося кризиса и резкого роста курсов иностранных валют резкий скачок популярности продуктовых туров долго не продлился.

«Наша фирма обычно предлагает однодневные поездки в Финляндию и Эстонию, прежде всего для экскурсионных целей, а уже остаток свободного времени люди тратят на покупки. После введения санкций мы все ожидали, что спрос на однодневные туры возрастет. Приграничные магазины даже пополнили свой ассортимент товарами, которые они раньше не продавали. Однако из-за кризиса и резкого скачка курса евро людей стало наоборот меньше», – рассказала «НИ» руководитель Санкт-Петербургской турфирмы «Ориента» Светлана Егорова. По ее словам, сегодня имеет смысл именно за продуктами ехать в Эстонию, где цены на еду до сих пор низкие.

«Каждую неделю мы привозим из Финляндии те продукты, которые вы заказали. Ввоз осуществляется очень маленькими партиями, что абсолютно законно», – говорится в описании одной из тематических групп соцсети «Вконтакте», которую создали сразу после введения санкций. Однако вскоре бизнес пришлось свернуть: «Особого спроса нет, поэтому пока этим больше не занимаюсь», – поясняет основатель группы Маргарита Высокосова.

«Число покупателей наоборот упало, и Финляндия испытывает кризис в связи с этим. Заказчиков очень мало. На российской границе таможенники намного жестче стали досматривать автомобили. Летом было больше заказчиков, когда с курсом евро все было нормально. Основное падение закупок произошло, на мой взгляд, из-за падения рубля», – поделился с «НИ» менеджер по закупкам одной из компаний.

Американский пищепром обеспечивает продуктами полмира

Граждане США никогда не выезжают за продуктами за границу: наоборот, это к ним стремятся гурманы со всех концов континента. Впрочем, у граждан многих других стран такой необходимости нет: американские предприятия торгуют своими товарами по всему миру. Как свидетельствуют данные федерального Департамента коммерции, доходы американских компаний от экспорта за текущий год составили 1,6 трлн. долларов – это, например, в полтора раза больше, чем в 2009 году.
Немалая доля этой суммы приходится на сельхозпродукты: США круглый год поставляет всему миру яблоки, бананы, апельсины, огурцы, помидоры, все виды мясной продукции, а также рыбу из двух океанов и пяти Великих озер. К слову, в этом году американский пищевой гигант Tyson Foods заработал на экспорте рекордную сумму: 864 млн. долларов, что на 110 млн. больше, чем за весь прошлый год.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


Российские экспаты в Германии тоскуют по антоновке и колбасе

Из Германии за продуктами в другие страны не ездят. Разве что жители расположенного на границе с Бельгией и Голландией немецкого Аахена часто привозят (а точнее сказать, приносят) селедку из-за границы. Но это, можно сказать, исключение – в целом и качество, и цена собственных продуктов немцев вполне устраивают. Поэтому, наверное, корреспондент «НИ», две недели назад возвращавшаяся из Санкт- Петербурга с большим целлофановым пакетом зеленых яблок, была остановлена в мюнхенском аэропорту бдительным таможенником, заподозрившим контрабандный товар. Не знают немцы, что такое антоновка, и как по ней может тосковать на чужбине русская душа! Внимательно изучив содержимое пакета, но так и не поняв, зачем и почему эти яблоки прилетели в Германию, таможенник на всякий случай принялся за содержимое моего чемодана и, торжествуя, извлек оттуда сырокопченую колбасу «Московская». Как выяснилось, колбаса и сыр к ввозу на территорию Германии запрещены. Штраф составил пять евро, сама колбаса в российском супермаркете стоила дороже. Но зато антоновка под санкции не попала...
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
"