Posted 27 ноября 2008,, 21:00

Published 27 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Вклад Деда Мороза

Вклад Деда Мороза

27 ноября 2008, 21:00
Перед лицом финансовых неурядиц люди ведут себя по-разному. На Западе всю наличность кладут на банковский счет, чтобы на деньги «капал» процент, защищая их от рисков инфляции. У россиян же срабатывает заложенный в генах инстинкт – мчаться в банк, чтобы забрать свои сбережения. Между тем, по мнению экспертов, именно в к
Сюжет
Банки

Реклама банковских услуг теперь перестала быть прерогативой деловых изданий, вот уже больше месяца как «новые выгодние предложения для вкладчиков», приуроченные к рождественским и новогодним праздникам, мелькают перед глазами потенциальных клиентов на стенах вагонов метро и рекламных щитах вдоль дорог. Предложения, как правило, действительно стоящие. Ставки по депозитам в валюте колеблются от 10,5 до 13% годовых, а по рублевым вкладам они еще выше – 12–14%, то есть даже нынешний весьма бурный рост цен перекрывают.

Процент плюс подарок

Минимальные суммы вклада обычно начинаются с 20–30 тыс. руб. При этом практически все новогодние вклады – срочные: 3, 6, 9, 12, 18 месяцев и больше. От срока и объема вклада зависят проценты, которые получит клиент: чем больше денег и длиннее срок, тем выгоднее для вкладчика. Одним из последних хитов на рынке банковских предложений стал вклад «Мультивалютный», который позволяет, не снимая деньги со счета, переводить средства из одной валюты в другую. При этом в рамках одного вклада можно держать деньги сразу в четырех валютах – в рублях, долларах, евро и швейцарских франках.

К Новому году граждане получают не только хорошие проценты по вкладам, но и ценные подарки: ЖК-телевизоры, цифровые фотоаппараты, путевки на отдых за рубежом. Правда, не обходится без курьезов. Один банк, вышедший на рынок с рождественским предложением для вкладчиков и пообещавший им подарки еще в октябре, до сих пор сообщает на своем сайте, что информация о подарках поступит позднее. Другой, суля поездку в Италию, уточняет: «Полет в подарок», вероятно, понимая буквально само слово «поездка».

Кто ответит за деньги

По мнению вице-президента Ассоциации российских банков Анатолия Милюкова, выгадать сегодня можно и на рублевых, и на валютных вложениях. «По всем видам вкладов – валютным и рублевым – сейчас открываются действительно выгодные предложения, ведь в борьбе за выживание банки вынуждены особенно активно бороться за клиентов, – пояснил эксперт «НИ». – За счет «наказания» одних (в том числе за счет повышения процентов по кредитам) банки будут привлекать других клиентов, то есть вкладчиков. Кризис всегда имеет две стороны: там, где для одних появляются новые проблемы, другие открывают для себя новые возможности. То же касается и рекламы: пока одни банки будут вынуждены резко урезать бюджет, другие найдут-таки возможности для дополнительной рекламы и в этот момент нестабильности получат мгновенную отдачу».

Реклама в России, заметим, действительно нужна. Большинство граждан само слово «кризис» приводит в трепет. А когда они слышат, что кризис еще и финансовый, они сразу же представляют себе, что все их сбережения растают, сгорят, испарятся, улетучатся… Список можно продолжать. Рационально объяснить нежелание россиян нести деньги в банк специалисты затрудняются. Ведь все вклады физических лиц на сумму до 700 тыс. руб. автоматически страхуются государством. Те немногие счастливчики, у кого денег больше, могут распределить их по разным счетам в разных банках и тоже ничего не бояться. Но если даже предположить, что кого-то угораздило положить на один счет миллионы, деньги ему все равно вернут. Даже когда банк разоряется, остается имущество, которое распродается. Пессимисты все равно сомневаются: а если рухнет вся национальная экономика вместе с системой страхования вкладов, и рубль будет резко девальвирован? Что ж, в этом самом «крайнем» случае сбережения сгорят у всех, включая и тех особо осторожных граждан, которые хранили деньги в чулке.

Гарантия есть у всех

Для того чтобы остудить нервозность россиян, банки вложили все силы в рекламную кампанию, пытаясь при этом совместить сразу две задачи: убедить в стабильности банковской системы в целом и привлечь при этом клиентов именно к себе. Недавно, например, сразу несколько банков предложили вклад с успокаивающим названием «Гарантированный»: «100-процентная гарантия государства на вклады до 700 тыс. рублей!» – кричит реклама. Это, как уже было сказано, правда, но не вся. Дело в том, что такая гарантия дается не только этим, якобы особенно стабильным, солидным и серьезным банкам, а всем, кого ЦБ принял в систему страхования вкладов. А те, кого в нее не приняли, просто не имеют практической возможности работать с депозитами населения.

И еще о рекламе. В Мурманске Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела недавно масштабную проверку рекламного рынка и сходу завела более 40 дел. Финансовый сектор – один из лидеров по числу претензий антимонопольщиков. Самыми распространенными нарушениями, по их словам, являются неполнота информации и материалы, имеющие рекламный подтекст.

«По всей видимости, скоро станет меньше назойливой рекламы банковских услуг, которая сейчас обрушивается на клиентов где только можно, – рассказал «НИ» вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. – Банкам надо сокращать издержки, в том числе и рекламные бюджеты. Разумеется, это не значит, что они будут полностью отказываться от услуг пиарщиков, реклама – это все-таки лицо банка, просто она станет менее агрессивной». При этом эксперт советует за рекламными «деревьями» не терять из вида весь банковский «лес», в котором сейчас растут весьма интересные предложения для вкладчиков.

«Вполне возможно, если мировая конъюнктура сложится удачно, валютные вклады могут оказаться очень выгодными, ведь банки сейчас существенно повышают проценты, – пояснил г-н Хандруев. – Пока одни держат деньги «в чулке», опасаясь возросших рисков (они рассуждают так: кто знает, что там будет с российской экономикой и системой страхования вкладов), другие, наоборот, ловят момент и пользуются новыми предложениями банков, которые просто вынуждены привлекать клиентов более выгодными условиями».

"