Posted 27 ноября 2003,, 21:00

Published 27 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Школьные годы заочные

Школьные годы заочные

27 ноября 2003, 21:00
В этом учебном году 12% московских школьников – около 18 тысяч человек – ушли в экстернаты. Хотя еще прошлым летом во всей России «заочные школы» окончили всего 14,5 тыс. выпускников. Растущая конкурентоспособность экстернатов начинает вызывать обеспокоенность у чиновников. В столичном комитете образования уже звучат г

Десятилетку за три месяца

Саше под Новый год исполнится семнадцать. Полтора года назад он сдал экзамены сразу за два класса школы. Перейти на экстернат его заставила жизнь: мама-бизнесвумен половину времени, а то и больше проводит в Англии. Сашу берет с собой. Лучше сказать, он ездит с ней в качестве переводчика (язык знает блестяще) и помощника в переговорах. Все свободное время посвящает книгам и кино. Мечтает поступить во ВГИК, на режиссерский. А пока учится в гуманитарном вузе, числясь на хорошем счету в мастерской одного из лучших мастеров художественного перевода. В качестве творческой работы при поступлении Саша представил главу из «Над пропастью во ржи». Когда его спросили, чем его не устраивает классический перевод Риты Райт-Ковалевой, он ответил: «Старуха не знала молодежного сленга, но, главное, не понимала, что это дзен-буддистская книжка»...

Наташе двадцать. С шести лет ходила в музыкальную школу, в восемь стала солисткой детского оперного театра. Экстернат ей понадобился, чтобы высвободить больше времени для спектаклей и репетиций и раньше срока попасть в музыкальное училище. Потом она два года занималась вокалом у частного педагога, а прошлой осенью поступила сразу на второй курс ГИТИСа, к известному режиссеру Тителю...

Пятнадцатилетний Миша, изнывая от смертной скуки на уроках, раскопал в Интернете рекламу экстерната, обитающего в районе станции метро «Аэропорт» под одной крышей с вечерней школой. Принял решение, собрался с духом – и через полгода получил аттестат.

«Ничего удивительного, – комментирует последний случай директор экстерната на Красноармейской улице Евгений Соловьев. – Спрос на наши услуги, честно сказать, огромен. Молодежь сегодня «и жить торопится, и чувствовать спешит», стремясь спрессовать школьные годы чудесные. А у нас один год прессуется в три месяца! Стоит удовольствие в среднем 3000 рублей, в зависимости от числа экзаменов. Таким образом, всю старшую школу можно закончить за полгода, сдав две сессии: зимнюю и весеннюю. Дорого? Но выигранное время ценится гораздо выше…»

При этом основные расходы по содержанию экстернатов несет государство. В набор услуг, оплачиваемых из кармана столичного комитета образования, входят «вступительное» тестирование, обзорные лекции, обязательные консультации и, собственно, выпускные экзамены. С первого захода их, кстати, сдают лишь четверть претендентов. И тем не менее на численности «экстернов» это не сказывается. Напротив, спрос на самое быстрое образование стабильно превышает предложение. За отдельную плату трижды в неделю школы-экстернаты открывают свои двери для индивидуальных или групповых занятий. Стоимость их по Москве колеблется в среднем от 80 до 120 рублей за час. Дешевле, чем занятия с репетиторами.

Дополнительную популярность экстернатам прибавила начатая несколько лет назад кампания по переводу средней школы на двенадцатилетнюю модель обучения. Как в Европе. «Что получается? Вполне самостоятельные, зрелые ребята будут учиться на год дольше. Зачем?» – пожимает плечами Наталья Газетова, директор московской школы-экстерната № 19.



Проблемные ученики

В СССР услугами экстерната официально пользовались лишь инвалиды детства и тяжелые хронические больные, получавшие знания «с доставкой на дом». Но имели место и исключения из общих правил. Элитных школ официально не существовало, но были школы, сплошь населенные детьми кремлевских сановников и солидарной с ними военной, писательской и актерской элиты, где преподавание иностранных языков, математики и литературы велось на университетском уровне... Точно так же обстояло дело и с экстернатами: заочно проходили школьный курс маленькие спортсмены, музыканты, певцы и танцоры из прославленных коллективов, колесивших по миру, «цирковые дети».

В конце 80-х, в период бури и натиска школьных реформ, открыто заговорили об экстернате как альтернативе стандартно-типовому среднему образованию. Например, не складываются у ребенка отношения с учителями. Не то, чтобы характер у него был скверный – просто некоммуникабельный. Другой таинственной болезнью века стала «школофобия». Немотивированным страхом перед храмом знаний страдают, по оценкам психологов, до 10% граждан самых благополучных стран. Прежде такие недуги не лечились, и миллионам людей приходилось, стиснув зубы, терпеть: школьным наставникам – «проблемного ученика», родителям и детям – «злого учителя». После появления в законе «Об образовании» спасительного слова «экстернат» сложилась и окрепла система учебных заведений для ребят, которым либо некогда, либо не нравится, либо попросту противопоказано сидеть каждый день за партой.



ЕГЭ экстерном?

Многие дети из престижных школ, а с ними и высококлассные преподаватели предпочитают сегодня перейти в экстернаты. Все это и вызвало встревоженную реплику столичного руководства: дескать, закрывать эти «школы не будем, но упорядочить их работу нужно».

Действительно, известны случаи, когда наперекор закону в иных экстернатах детей принуждали оплачивать не нужные им занятия. Бывает, что и родители, приводящие сюда своих чад, переоценивают степень их самостоятельности и способность к самоорганизации. В то же время не секрет, что многие руководители обычных школ побаиваются соседства с «интенсивными» коллегами, тем более в условиях демографической ямы, недобора школьников. Поэтому слово «упорядочить» в устах столичных чиновников было истолковано, как «сократить».

Еще одна претензия бюрократов от образования – будто бы экстернаты формируют у детей комплекс исключительности, вредят их трезвой самооценке и социальной адаптации. «Число экстернатов действительно растет прежде всего за счет увлеченных детей, – делится наблюдениями сотрудник Минобразования РФ Светлана Иванова. – Но среди них есть и мигранты с пробелами в знаниях, и те, кто хотел бы освободить себя от лишних дисциплин, поскольку давно определились с выбором профессии. Наконец, это ребята, демобилизованые из армии, выпускники техникумов и профлицеев».

Как видим, экстернат по сути своей явление демократическое. Телефонный опрос, проведенный редакцией среди руководителей крупнейших университетов (МГУ, МГИМО, МГПУ, МИФИ), выявил в целом лояльное отношение к выпускникам «заочных школ». Штампик «Экстернат» на вкладыше к аттестату, по общему суждению, скорее особая отметка, а не отягчающее обстоятельство в биографии потенциального студента.

Государству следовало бы подумать о создании подобных курсов в стенах рядовых гимназий и лицеев. Пока в качестве эксперимента, но для всех желающих. Почему бы и нет? Ведь долгосрочной программе модернизации образования ничуть не противоречит его экстернизация.

Лиха беда... Кстати, пресловутый единый экзамен, как сообщили в Минобразования, сдавать экстерном тоже не запрещено.

"