Posted 27 октября 2013,, 20:00

Published 27 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:45

Updated 8 марта, 04:45

Сердцу не прикажут

Сердцу не прикажут

27 октября 2013, 20:00
На минувшей неделе Минздрав оказался в центре очередного скандала, связанного с работой «скорой помощи». Вступающий в силу со следующего года приказ министерства упраздняет многие виды специализированной «скорой помощи», в том числе кардиологическую. Пресс-служба Минздрава заверяет, что решения об их наличии и комплект

Информация о расформировании кардиологических бригад «скорой» появилась в соцсетях на прошлой неделе. «Приказом Минздрава РФ № 388н с января 2014 года ликвидируются кардиологические бригады «скорой помощи». Пациенты с острым инфарктом миокарда, с аритмиями и другой сердечно-сосудистой патологией будут обслуживаться и доставляться в стационары обычными бригадами, в том числе состоящими из одного фельдшера», – говорилось в сообщении, автор которого прогнозировал рост смертности от кардиопатологий на догоспитальном этапе и отмечал, что уже сейчас ее уровень – 18%, что втрое выше, чем «в цивилизованных странах».

«Все виды специализированных бригад сохраняются», – заявил в пятницу представитель Минздрава, уточнив, что отныне они будут называться «выездные экстренные консультативные бригады скорой медицинской помощи». При этом, по словам представителя ведомства, по новым правилам «главврачи получат право самостоятельно укомплектовывать необходимое число спецбригад «скорой помощи» с учетом заболеваемости на отдельно взятой территории».

Приказ №388н, закрепляющий эти новшества, был подписан еще минувшим летом, а вступает в силу с января 2014 года. Согласно документу выездные бригады «скорой помощи» по профилю делятся на «общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские». Специализированные же бригады в свою очередь могут быть педиатрическими, психиатрическими, акушерско-гинекологическими, бригадами анестезиологии-реанимации. В зависимости от профиля бригады могут состоять из 1–3 человек, не считая водителя. Например, фельдшерская бригада может состоять из одного-двух фельдшеров, а экстренная консультативная или специализированная – из врача-консультанта, фельдшера и еще одного специалиста со средним образованием (фельдшера или медсестры). Санитары из состава бригад «скорой» этим приказом исключаются.

Кроме того, отныне бригады «создаются с учетом численности населения, средним радиусом территории обслуживания, средней нагрузки на одну бригаду скорой медицинской помощи в сутки, коэффициентом загрузки бригад скорой медицинской помощи», а вопрос об их формировании решает главврач организации. Ранее же существовали жесткие нормативы по числу бригад «скорой», которых должно было быть не менее одной на каждые 10 тыс. жителей района или населенного пункта.

После вступления документа в силу количество «скорых», в том числе и специализированных, сократится, убеждена в беседе с «НИ» координатор движения «Вместе за достойную медицину» Алла Фролова. Движение провело несколько акций в поддержку врачей «скорой» из Иваново, где сокращения уже начались. Медики, оставшиеся на службе, оказались вынуждены выполнять непомерно большой объем работы за прежнюю зарплату в 7–18 тыс. рублей: вместо 8 вызовов в сутки у них стало до 24.

Похожий процесс наблюдается и в Санкт-Петербурге, где первым делом сократили акушерские бригады: теперь одна машина обслуживает два-три района города. «Сейчас Минздрав заявляет, что все специализированные «скорые» останутся, чтобы всех успокоить. Когда 1 января приказ вступит в силу, все об этом обещании забудут», – полагает г-жа Фролова.

Новый приказ представляет собой «узаконивание беспредела, который сейчас наблюдается», утверждает в беседе с «НИ» сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Эдуард Каляманов. По его словам, действующий с 2004 года приказ Минздрава № 179 жестко закреплял не только численность бригад, но и их состав. Эти нормы, однако, повсеместно нарушаются: «Согласно прежнему приказу, в специализированной бригаде должно быть пять человек: врач, два фельдшера, санитар и водитель. Фактически мы всегда работали по трое, иногда по двое. Нет ни одного города, где станция «скорой помощи» была бы укомплектована нормально: люди работают и по одному, бригад не хватает, время, затраченное на каждый вызов, увеличивается, возникают задержки».

По словам г-на Каляманова, сокращение количества и специализаций бригад «скорых» происходит уже более 10 лет: «Раньше существовали кардиологические, травматологические, токсикологические «скорые». Потом они объединялись в БИТы – бригады интенсивной терапии. Сегодня не существует и их».

Положение о том, что нужное количество бригад отныне будет рассчитываться главврачами, исходя из численности и заболеваемости населения, г-н Каляманов также считает неверным: «Статистические данные часто бывают искаженными и отражают не реальную картину, а чьи-то интересы. Например, высокая статистика заболеваемости от кардиопатологий, особенно с большим процентом летальных исходов, не нужна никому. Поэтому сердечникам часто приписывают другие заболевания».

Реакция на возможные сокращения бригад и сотрудников «скорой» неизбежно вызовет протест граждан, убежден в беседе с «НИ» председатель Лиги защитников пациентов Александр Саверский: «Ответственность за любые сокращения лежит на должностных лицах. Если они на основании этого приказа начнут резко что-то сокращать, они так же резко получат от прокуроров по голове. Будет такая же реакция, как в августе на новый порядок работы московской «скорой». Напомним, в начале августа в Москве был утвержден перечень заболеваний, при котором больные не подлежат госпитализации на «скорой». Туда, в частности, попали гипертонический криз, приступы эпилепсии и бронхиальной астмы, инфекционные заболевания типа кори, скарлатины и ветряной оспы. Вызвавший бурную реакцию москвичей приказ был отменен.

"