Posted 27 октября 2005,, 20:00

Published 27 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Домашний арест для мстителя

Домашний арест для мстителя

27 октября 2005, 20:00
В пятницу адвокаты Виталия Калоева намерены подать апелляцию на решение швейцарского суда, приговорившего их подзащитного к 8 годам колонии строгого режима. Между тем российские политики уже заявили, что будут добиваться экстрадиции Калоева в Россию. И если Швейцария пойдет навстречу, то, скорее всего, отбывать наказан

Приговор Виталию Калоеву не устроил никого: ни его защитников, ни обвинение. Прокурор уже заявил, что будет добиваться более сурового наказания. «По мнению швейцарцев, 8 лет за умышленное убийство – это очень маленький срок, – сказал «Новым Известиям» российский адвокат Виталия Калоева Владимир Сергеев. – Между тем сторона защиты, естественно, считает приговор достаточно суровым и будет подавать апелляцию. Как показывает практика, в 20% случаев решение нижестоящего суда меняется в пользу обвиняемого».

Остались недовольны приговором и родственники осужденного. И это мягко сказано. «Я не адвокат и не прокурор, но могу сказать, что в данной ситуации Виталий Калоев – потерпевший, – сказал «НИ» племянник осужденного Батраз Калоев. – Но суд не учел этого, значит, этот суд несправедливый, и приговор этот несправедливый. Я просто возмущен. Я считаю, что 8 лет – это очень много».

«Реакцию родственников легко объяснить, ведь с позиции психологии Кавказа Калоев не преступник, – сказал «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил Виноградов. – Он отомстил и за свою семью, и за всех погибших. А с точки зрения жителей Кавказа, кровная месть – это не преступление».

При этом психолог отметил, что нельзя говорить о вменяемости Калоева на момент совершения убийства, на чем настаивала сторона обвинения и с чем в результате согласился суд.

«Если бы передо мной поставили экспертные вопросы, то я бы вел речь об ограниченной вменяемости, потому что человек переживал страшное горе, – продолжил Михаил Виноградов. – Хотя он и был готов к совершению преступления, ведь просто так фотографии с ножом не носят, но, скорее всего, шел без желания убивать, хотел просто поговорить с этим диспетчером. На мой взгляд, длительное время Калоев находился в особом состоянии измененного сознания, ограниченной вменяемости. А после убийства психическое состояние Калоева изменилось. Он почувствовал облегчение от содеянного».

Разговоры о том, что Россия будет добиваться выдачи Калоева, начались еще до суда, и после оглашения вердикта представители всех уровней власти лишь подтвердили свои намерения. Политики утверждают, что Швейцария вполне может согласиться с тем, чтобы Калоев отбывал наказание в России, хотя между нашими странами договор об экстрадиции заключенных до сих пор не ратифицирован.

«Швейцария не выдает нам заключенных, если у них есть какие-то политические мотивы, – сказал «НИ» глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. – В случае с Калоевым, думаю, все будет в порядке, и мы договоримся на уровне министерств юстиции. Отбывать наказание он будет в Южном федеральном округе. Как и все остальные заключенные, он может рассчитывать на условно-досрочное освобождение».

Источник «НИ» в Управлении исполнения наказаний Северной Осетии сказал, «что в республике есть одна колония строгого режима. Скорее всего если Калоева передадут России, то он попадет сюда. Наверняка, его регулярно будут посещать родственники и друзья. В любом случае ему здесь будет лучше, чем в Швейцарии».

Однако адвокаты считают, что в ближайшее время Калоев вряд ли вернется на родину. «Во-первых, чтобы вести разговоры об экстрадиции, нужно дождаться, когда приговор вступит в силу, а с учетом того, что подается апелляция, это случится не раньше, чем через полгода, – отметил Владимир Сергеев. – Но вообще я скептически отношусь к возможной экстрадиции Калоева. Ведь Россия не ратифицировала соответствующее соглашение».

Между тем психологи утверждают, что самому Калоеву все равно, где он будет отбывать наказание. «Для него с гибелью семьи жизнь закончилась, утратился смысл, – сказал «НИ» Михаил Виноградов.– И ему теперь совершенно все равно, где он будет доживать свои дни».



ЗА ЧТО ОСУДИЛИ ВИТАЛИЯ КАЛОЕВА

24 февраля 2004 года в пригороде Цюриха Клотене Виталий Калоев убил авиадиспетчера компании SkyGuid Питера Нильсена, в зоне ответственности которого 2 июля 2002 года столкнулись пассажирский самолет «Ту-154» «Башкирских авиалиний», летевший чартером из «Домодедово» в Барселону, и транспортный «Боинг-757» транснациональной компании DHL. В результате катастрофы погибли 71 человек, в том числе и семья Виталия Калоева: жена, дочь и сын. Виновным в трагедии он посчитал руководство SkyGuid в целом и Питера Нильсена в частности. Виталий Калоев утверждает, что пришел тогда к Питеру Нильсену, чтобы показать фотографии своих близких, но диспетчер оттолкнул его, а фотокарточки упали на землю. После этого, по словам Калоева, он не помнит, что происходило. Его задержали на следующий день после убийства в местной гостинице. По данным швейцарской полиции, Калоев нанес диспетчеру три ножевых ранения. Сразу после задержания Калоева поместили в психиатрическую больницу, потому что боялись, что он покончит жизнь самоубийством. И уже после того, как медицинская экспертиза признала, что в момент убийства Калоев отвечал за свои действия, его перевели в тюрьму.

"