Posted 27 сентября 2012,, 20:00

Published 27 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:31

Updated 8 марта, 05:31

Под градусом праздника

Под градусом праздника

27 сентября 2012, 20:00
В Мюнхене в 179-й раз открылся самый грандиозный на планете праздник пива – знаменитый «Октоберфест». В прошлую субботу ровно в полдень бургомистр Мюнхена Кристиан Уде большим деревянным молотком выбил затычку из самой первой бочки пивного праздника. «O\

Для выбивания заглушки – этой зрелищной процедуры старта праздника – бургомистру потребовалось всего два удара. А в 2006 году он справился с этой задачей с первого раза, что стало «выдающимся рекордом». Худший результат принадлежит одному из его предшественников – бургомистру Томасу Виммеру, который в 1950 году только с девятнадцатого раза сумел откупорить первую праздничную пивную бочку. Случилось это на первом после многолетнего перерыва, связанного со Второй мировой войной и трудностями послевоенных лет, «Октоберфесте». Всего же за свою более чем двухсотлетнюю историю праздник из-за войн и эпидемий отменялся всего 22 раза.

Центр притяжения

Начало традиции пивного праздника восходит к 12 октября 1810 года, когда кронпринц Людвиг (будущий король Людвиг I) женился на принцессе Терезе Саксонской-Хильдбургхаузской. Ее именем назовут потом, после недели тех свадебных гуляний, роскошный луг. И до сих пор баварцы для обозначения пивного праздника не пользуются словом «Октоберфест», а говорят на своем диалекте «d\'Wiesn», что означает «луг». На этом-то лугу, занимающем 42 гектара, вот уже два века и проходят праздничные гулянья.

В старину пиво из огромных бочек во время «Октоберфеста» можно было пить сколько влезет всем – и вельможам, и простолюдинам. С той поры бюргеры, ну очень широкие в талии, шутят, что их «пивные животы» не от пива, а для пива – чтобы влезло внутрь столько, сколько душа просит.

А еще раньше святой Корбиниан, который, согласно преданию, основал в 725 году на горе Нэрберг в Баварии бенедиктинский монастырь, стал в германских землях родоначальником пивоваренного дела. Ведь пиво в древности варили исключительно в монастырях, что позволяло монахам подкреплять силы во время долгих постов. И эта пивоварня под названием «Вайенштефан» существует и поныне и считается не только старейшей в мире, но и центром обучения пивоваренному делу. Именно здесь базируется факультет пивоварения Мюнхенского технического университета. И все научные разработки факультета отрабатываются в «творческой мастерской» этой старейшей пивоварни мира.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK

Самое вкусное лекарство

Современным Корбинианом, признанным едва ли не главным авторитетом в области пивоварения, считается профессор Вернер Бак, автор нескольких десятков книг, посвященных науке пивоварения. На вопрос корреспондента «НИ», что является предметом его гордости как ученого-«пивоведа», профессор Бак не задумываясь назвал пиво «Ксан». Оно, по его мнению, может являться лекарством для профилактики раковых заболеваний.

Дело в том, что профессор и его коллеги некоторое время тому назад смогли интегрировать в пиво дубитель хмеля ксантогумол, который содержится в хмеле, но при обычной обработке исчезает. Это вещество интересно тем, что обладает способностью подавлять активность определенного типа белка, работающего как пусковой механизм для нескольких видов раковых клеток. Тем самым сбылось утверждение Плутарха о том, что «пиво из всех напитков – самый полезный, из всех продуктов – самый приятный, из всех лекарств – самое вкусное».

При этом понятие «пивной живот» Вернер Бак отрицает. «Пиво на самом деле менее калорийно, чем молоко, вино или лимонад. Другое дело, если на закуску к кружке пива идет кусок свинины с гарниром – этот «побочный» фактор, естественно, играет свою весьма «внушительную роль», – уверен специалист.

В едином порыве

Традиционно есть на «Октоберфесте» и своя вельможная публика. Она «тусуется» и «отрывается» в специальном шатре, который называется «Кефер», то есть «Жук». Звезды кино и телевидения, фотомодели и политики – все здесь за одним, вернее, за несколькими столами. В этом павильоне, стилизованном под деревенский домик, все выполнено из натурального дерева. У входа в «Кефер» всегда с камерами наготове стоят фото- и телерепортеры. На черном рынке зарезервировать билет в эту палатку стоит, по слухам, до пяти тысяч евро. Но бедствие всех палаток «Октоберфеста» – воровство на сувениры литровых пивных кружек, или масов, – не обходит стороной и палатку с досточтимой элитарной публикой.

Однако есть и другая неотъемлемая, но весьма привлекательная особенность любого «Октоберфеста»: вся эта почти 500-тысячная армия подвыпивших, а то и сильно пьяных людей не несет в себе и намека на агрессивность – никто ни с кем не дерется, не выясняет отношений. А когда на глазах корреспондента «НИ» какой-то не рассчитавший своих возможностей бюргер завалился на бок посреди площадки перед каруселями, показалось, что чуть ли не вся праздничная толпа – разноликая и разноязыкая – кинулась его поднимать. И даже полицейские здесь при встрече с перебравшим участником гуляний приглашают его в свое авто лишь затем, чтобы со всем почтением и без каких бы то ни было санкций доставить домой...

"