Posted 27 сентября 2010,, 20:00

Published 27 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Ненаглядное пособие

Ненаглядное пособие

27 сентября 2010, 20:00
Новое увлечение появилось у школьников по всей стране. Если еще пару лет назад на праздники они просили компьютерные игрушки и гаджеты, то теперь ребята мечтают о лаборантских халатах, наборах реагентов и пластиковых костях. Родители в шоке: научный интерес чада обходится не в одну тысячу рублей, но чего не сделаешь ра

Дым коромыслом, пена лезет из пробирок, жидкости в колбах бурлят и меняют цвет, а реагенты шумно взрываются. За такой урок химии, который ведет не Вовочка из школьных анекдотов, а молодой человек по имени Николя, родители платят тысячи рублей. Психологи и педагоги убеждены: лучше всего усваиваются знания, которые мы получаем через эдьютейнмент (от сочетания education и entertainment, «обучение» и «развлечение»). Чем меньше детям приходится экспериментировать по указке – тем больше полезной информации о предмете они запомнят. «За рубежом многие компании в интересной игровой форме рассказывают детям о физике, химии, а вот в России такого почти нет, – рассказал «НИ» руководитель «Шоу сумасшедшего профессора Николя» Николай Ганайлюк. – Сначала я начал выступать с одним небольшим шоу, обыгрывающим свойства замороженного углекислого газа, теперь в программе 14 разных сценариев. Спрос довольно высокий: в неделю по 15 выступлений, часто выезжаем в другие города и страны. Больше всего школьники любят шоу с сухим льдом – оно самое зрелищное. Также юным экспериментаторам нравится все, что можно сделать своими руками, например червяков из полимеров, которые можно забрать с собой».

Повышенный интерес к науке среди детей стал наблюдаться всего пару лет назад. Именно в это время в России в изобилии стали появляться специализированные журналы, рассказывающие ребятам о зверятах, пестиках-тычинках, минералах – в общем, фактически дублирующие школьную программу. Такой тип изданий называется «партворк» (англ. part work – «частичная работа»). К одному из первых номеров дается папка, куда потом подшиваются последующие выпуски, так что в итоге получается мини-энциклопедия. Кроме того, к каждому изданию прилагается либо элемент конструкции, которую требуется собрать, либо экспонат для будущей коллекции. Так, в каждый номер журнала «Человеческое тело» вложены пластиковые кости или внутренние органы, из которых читателям предлагалось собрать «скелет мальчика Артема» высотой 1,1 метра. Каждый выпуск, между прочим, стоит 200–300 рублей, а стоимость редких номеров может доходить до полутора тысяч. «В общем, все, как у мафиози, только бандиты прекращают присылать части тела после выплаты денег, а издательство – наоборот, начинает, – смеется москвичка Таисия на одном из интернет-форумов. – А ведь скелет не собран даже до половины. Наверное, проще стащить наглядное пособие из кабинета биологии».

Будущие энтомологи терроризируют родителей требованием купить журнал «Насекомые и их знакомые», к каждому выпуску которого прилагаются настоящие насекомые, запаянные в пластиковый прямоугольник. Страдают от таких коллекций не только популяции майских жуков и скорпионов (тираж – 300 тыс. экземпляров), но и родительские кошельки. Первый номер стоит 99 рублей, а последующие – 299 рублей. Дороговизна не останавливает и будущих геологов. Цены на редкие номера журнала «Минералы – сокровища Земли» достигают тысячи рублей, а всего в серии ожидается 80 номеров. Зато к каждому изданию прилагается образец минерала или полудрагоценного камня. «Наконец-то сын перестал таскать домой булыжники и начал заниматься цивилизованным делом, на такое и 500 рублей не жалко», – рассказал «НИ» 40-летний Дмитрий из подмосковного Пущино. К слову, за научно-исследовательский интерес чада родители готовы выкладывать и не такие суммы. Так, объемистые наборы юного физика или химика, которые опять стали появляться в магазинах, стоят от двух до шести тысяч рублей. За эти деньги школьник получит не только полный набор реагентов, но и установку, генерирующую ультразвук, или мини-электростанцию.

Психологи говорят, что выросшая тяга к науке объясняется изменениями в самой структуре общества. «Объем информации, получаемой в самом нежном возрасте, растет, дети легче усваивают все знания, что, в свою очередь, приводит к повышенной потребности поиска новой информации, – пояснил «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Однако это стремление к поиску информации без ее осмысления, нравится людям процесс, а не результат. Информационная избыточность приводит к тому, что человек меньше настроен запоминать какие-то сведения. Люди не видят в этом смысла – ведь есть интернет-поисковики, которые в любой момент найдут все, что нужно».

Несмотря на выросшую тягу к знаниям, научная деятельность, как считают эксперты, вряд ли станет популярнее. «В профессиональном плане наука не является социально-престижной деятельностью, – говорит г-н Сандомирский. – Некоторые попытки возродить былое величие ученых пока только начинаются. Поскольку психологически общество очень инерционно, пройдут десятки лет, прежде чем будут заметны конкретные результаты. Кроме того, доля людей, обладающих научно-исследовательским стилем мышления, постоянна – не более 10%. Шоу могут возбудить интерес к науке, но успешную карьеру ученого построит далеко не каждый ребенок, игравший с пробирками».

"