Posted 27 сентября 2004,, 20:00

Published 27 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Антитеррористический предел

Антитеррористический предел

27 сентября 2004, 20:00
Вчера вступило в силу постановление правительства Москвы, согласно которому с 1 октября в метро и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций запрещается осуществление всех видов торговой деятельности, игорного бизнеса и общественного питания. Больше всего от нововведения пострадают распространители и издатели пе

Решение о ликвидации торговли в метро было принято еще в апреле. Документально же его зафиксировали в постановлении только в сентябре: «С 1 октября 2004 года на станциях Московского метрополитена и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена (а также на остановочных пунктах наземного общественного транспорта, попадающих в указанную зону) не разрешается оказание услуг и осуществление всех видов торговой деятельности, игорного бизнеса, общественного питания, кроме реализации печатной продукции (газеты, журналы, открытки, календари), театральных билетов и билетов на городской пассажирский транспорт через специализированные киоски и автоматы». Кроме того, в документе сказано, что с 1 октября 2004 года на Московском метрополитене, в подуличных переходах и в 25-метровой зоне от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена не разрешается реализация товаров с рук, лотков (кроме лотков по продаже билетов на городской пассажирский транспорт), стендов.

Стоит отметить, что работа по выполнению правительственных задач началась задолго до выхода постановления. «Мы уже убрали из метро 1140 «ручников», 87 лотков и 315 временных торговых точек, – сказали «Новым Известиям» в пресс-службе Московского метрополитена. – Что будет после 1 октября – кто займет освободившееся пространство или придется вообще ликвидировать всю торговлю в подземке – мы не знаем. Наша организация никаких решений не принимает, мы только выполняем распоряжения». При этом работники метрополитена не исключили, что столичное метро вернется к облику 70-х годов. В большинстве округов префектуры также загодя очистили и 25-метровую зону вокруг станций метро.

Больше всего от нововведений пострадали продавцы и издатели печатной продукции. «В результате это постановление приведет к тому, что тиражи газет просто рухнут, – заявил «НИ» директор одной из фирм, занимающейся распространением газет. – Мой оборот по сравнению с январем упал в пять раз. Более того, пострадает в первую очередь потребитель. Кроме того, что газеты просто подорожают, их негде будет купить. Я лишился свыше 300 точек реализации». Сейчас, по данным метрополитена, осталось всего 140 киосков, где можно купить свежую газету.

Предполагается, что ликвидированные лотки заменят на газетные автоматы и стационарные киоски. В постановлении сказано, что «комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы совместно с департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, а также ГУП «Московский метрополитен» должен разработать в двухмесячный срок конкурсную документацию по размещению киосков по продаже печатной продукции и торговых автоматов, согласовать ее с комитетом города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и утвердить».

«Как это все будет выглядеть, непонятно, – сказал «НИ» источник в правительстве Москвы. – Нет согласованности, по каким критериям проводить тендеры. В двух словах картина такая: выгнать всех выгнали, а что будет на этих местах – неизвестно, специальной рабочей группе отвели на принятие решения несколько месяцев. До этого момента ничего нового не появится».

В столичном департаменте потребительского рынка отказались комментировать вышедшее постановление. «Скоро будет пресс-конференция – тогда все и узнаете», – сказали в пресс-службе.

Многие заговорили о переделе газетного рынка в метро. Появилась версия, что изгнанных лоточников заменят газетные автоматы. Сейчас в метро стоит около 70 таких автоматов. В Москве уже есть и компания-монополист, которая, возможно, будет определять ассортиментный перечень для продажи в автоматах. Однако даже распространители, которые лишились лотков, сомневаются в этой версии. «Нигде в мире автоматы не окупаются, и я сомневаюсь, что у нас будет иначе, – сказал «НИ» гендиректор компании–распространителя газет. – В автоматах представлено всего 6 наименований газет по 80 экземпляров каждый. Стоимость автомата 3500 долларов. Обслуживание обойдется примерно в 300 долларов в месяц. Так что его можно будет скорее назвать убыточным производством».

Есть и другая версия. «Вся эта компания началась сразу после теракта на «Автозаводской», – сказал «НИ» владелец сети киосков в метро. – Чиновники просто испугались, что если еще раз произойдет что-то подобное, то к ним могут прийти с претензиями. Первоначально собирались прекратить всю торговлю с 1 июня, но почему-то отложили. А потом бабахнуло на «Рижской». Вот эта вся карусель и закрутилась с новой силой. Чиновники загодя решили себя обезопасить, что называется, перестраховаться».

Однако стоит отметить, что лотки в метро все-таки останутся. Согласно постановлению, ГУПу «Мосгортранс» разрешено продавать билеты с лотка. Кроме того, заговорили о некоем крупном игроке, который хочет монополизировать все виды торговли в метро, но эти слухи также пока не находят видимых подтверждений. Пока же в сложившийся ситуации есть только проигравшие – потребители, продавцы, метрополитен и столичная казна. И пока не видно, кому это все выгодно.

Между тем, как выяснил корреспондент «НИ», большинство продавцов, работающих у станций метрополитена, ничего не знают о грядущих изменениях. «Да не представляю я никакой опасности, – возмущается в ответ на услышанную новость Татьяна Нелюбина, продающая у станции метрополитена «Сокол» со своей сумки-каталки газеты и журналы. – Толпа покупателей рядом со мной никогда не собирается: купил и ушел – все происходит быстро. И тем более не понимаю, как в мою торбу незаметно можно подложить бомбу, она же у меня все время перед глазами».

В дневные часы у «Сокола» довольно малолюдно. Полупустая площадь хорошо просматривается с любой точки, и оставленная случайно или специально сумка сразу бросится в глаза. Другое дело – вечернее время.

«Люди тут каждый вечер тусовки устраивают, – рассказывает «НИ» Татьяна, продавец из цветочной лавки. – Встречаются, пиво пьют. Я уверена, что, когда нас отсюда уберут, народ дислокацию не поменяет. А в такой толпе что хочешь делай – никто не заметит. Ну объясните мне, кому наш маленький магазинчик помешал? Мы сами терактов боимся, поэтому сквозь стекло за площадью приглядываем».

Как рассказала Татьяна, владельцу цветочной лавки уже сообщили о ликвидации торговых точек вблизи станций метрополитена. «Я постоянных клиентов уже предупредила, – говорит цветочница. – Вот только сказать им, куда мы переедем, не могу. Хозяину предложили другое место, но оно ему не понравилось. А что будет дальше – не знаем».

В подземном переходе у станции «Аэропорт», стирая спинами надписи, запрещающие здесь пить и курить, пьют и курят студенты расположенного неподалеку автодорожного института. Школяры ведут непринужденную беседу и расслабляются пивом, поставив бутылки на таксофоны, как на барную стойку. Пассажиры плотным потоком с трудом огибают компанию. На стоящие неподалеку сомнительные черные пакеты, вроде бы с мусором, никто не обращает внимания.

«Вот и показатель антитеррористических мер, – возмущается продавец одной из палаток Катя, тыча издали пальцем в сумки. – Видите, никому до них нет дела. Зато мы почему-то мешаем. И хотя официальных уведомлений мы еще не получали, слухи в воздухе носятся. Уберут, не уберут – так и сидим, гадаем».

Продавцам книг, газет, лекарств и очков на самой станции метро «Аэропорт» гадать уже не приходится. Последний торговец покинул свое рабочее место еще 15 сентября. Теперь вестибюль станции чист. Куда переместились лоточники, начальник станции Наталья Мордасова не знает, но, понизив голос до шепота, сообщает: «Это так с терроризмом борются. На всякий случай даже газетный автомат отключили».

"