Posted 27 августа 2014,, 20:00
Published 27 августа 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:20
Updated 8 марта, 04:20
Для выпускных школьных сочинений выбрано пять тематических направлений. Первое из них – «Недаром помнит вся Россия...» – посвящено 200-летнему юбилею поэта Михаила Лермонтова и особенностям его произведений. Второе – «Вопросы, заданные человечеству войной» – должно подтолкнуть школьников к размышлениям о причинах войн, их влиянию на судьбу человека и страны, нравственном выборе. Третье направление – «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – побудит порассуждать над эстетическими, экологическими и социальными аспектами взаимодействия людей и природы. Четвертое – «Спор поколений: вместе и врозь» – касается семейных ценностей и проблем взаимоотношений людей разных возрастов. Последнее, пятое направление задает вопрос «Чем люди живы?» и предлагает «подумать о ценностных ориентирах людей, этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия».
По словам Дмитрия Ливанова, выбирала озвученные направления Наталья Солженицына. Готовил же и формулировал их Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки. «Мы попытались найти такие направления, чтобы каждая из тем дала возможность ученику выражать какой-то свой опыт, свои мысли и в то же время искать поддержку в классической литературе», – рассказала Наталья Солженицына. Конкретные темы, по словам Дмитрия Ливанова, станут известны лишь в день экзамена и будут различаться по часовым поясам.
Сколько часов дадут школьникам на написание работ и как эти работы будут оценивать, станет известно лишь к 1 октября, сообщил министр. Писать сочинение учащиеся выпускных классов будут в декабре, а переписывать – в феврале или апреле-мае. Оценки предполагаются две: зачет или незачет. При незачете или отсутствии написанного сочинения к ЕГЭ выпускника не допустят. Наталья Солженицына предложенную систему оценок считает мягкой: «Будем надеяться, что все напишут с первого раза».
Наталья Солженицына заверяет, что сочинения не будут похожи на те, которые выпускники писали раньше: «Мы настаиваем на литературоцентричности, но сочинение не будет литературоведческим. Всю эту мудрость легко было почерпнуть из многочисленных книжек «Сто золотых сочинений».
Писать итоговые сочинения придется также выпускникам прошлых лет, если они захотят поступить в вузы. Вузам же позволено за сочинения добавлять к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Ректоры ВШЭ Ярослав Кузьминов и МГПУ Игорь Реморенко уже объявили о решении учитывать эти результаты. Однако критерии, по которым вузы будут оценивать работы, также не определены. «Еще не известно, на каких направлениях мы будем учитывать сочинение. Возможно, это даже будут история и математика, где тоже важно уметь выражать свои мысли. Критерии будут выбраны в зависимости от направлений», – рассказал «НИ» Игорь Реморенко. Он уверен, что ориентация выпускника на критерии вуза не приведет к незачету в школе: «Незачет – это неумение вообще выражать свои мысли. А мы будем оценивать, насколько глубоко человек может выражать свою позицию».
Много трудностей возникнет с критериями оценки, которые могут испортить всю пользу от новшества, говорит «НИ» член Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки и учитель русского языка и литературы московской школы № 57 Сергей Волков: «Как показал опыт ЕГЭ, стандартизованные критерии часто очень сковывают. Это мы видим в ЕГЭ по русскому языку, когда дети пишут то, что будет удовлетворять критериям, а не размышляя. Когда все завязано на поступлении в вуз, то цена становится слишком высока, а чем разнообразнее текст, тем хуже он поддается считыванию критериев. А размытые критерии тоже опасны. Например, как измерить, глубоко ли раскрыта тема?»
Выпускные школьные сочинения были отменены в 2009 году с введением ЕГЭ. Написание мини-сочинения предполагает часть «С» экзамена по русскому языку, содержащая фрагмент текста и задание высказаться по нему. Сергей Волков считает это нововведение неудачным: «Тексты там весьма среднего уровня. Например, из Паустовского разработчики оставляют десять слов, а остальное домысливают сами».
Дмитрий Ливанов отменил единый учебник по истории