Posted 27 августа 2006,, 20:00

Published 27 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Враг по переписке

Враг по переписке

27 августа 2006, 20:00
На днях представители ульяновской общественной организации «Родительское собрание» заявили, что будут всеми доступными средствами бороться со спамерами – авторами электронных писем, содержащих в себе сомнительную, а зачастую и запрещенную рекламу. Это далеко не первая организация в нашей стране, поставившая целью сниз

К тому же вступивший в силу 1 июля 2006 года федеральный закон «О рекламе», призванный нанести удар по спамерам, приравнял к ним легальных рекламораспро-странителей. Да и наказание, предусмотренное в России за спамерство, смехотворно по сравнению с общемировой практикой.

В течение нескольких минут, проведенных у компьютера, российскому пользователю Интернета могут предложить квартиру в центре Москвы или дом на Кипре, пластиковые окна, базы адресов и телефонов, зимнюю резину для автомобиля и «Виагру». Но это еще цветочки. Наиболее часто спамеры рекламируют порносайты, нелицензированные лекарства и сомнительные методики оздоровления, контрафактное программное обеспечение, пиратские фильмы и музыку, незаконные операции, связанные с финансами и образованием. Все чаще рассылки носят характер уголовный – например, предложение купить без лицензии арбалет. А москвичку Марину пригласили воспользоваться услугами опытного киллера. Девушка, разумеется, решила не проверять, насколько серьезно предложение, но и сообщить о письме в милицию побоялась: вдруг у этого спамера длинные руки...

Встречается и экзотический спам. В канун последней Интернет-конференции президента Владимира Путина, чтобы повысить свои шансы задать ему вопрос, хитроумные спамеры запустили в Сеть такое письмо: «Друзья и коллеги! 6 июля 2006 года – интернет-конференция президента России на Яндексе. Если в вашем городе, микрорайоне или населенном пункте чиновники, не считаясь с мнением и в ущерб интересами местного населения, застраивают все коммерческим жильем, проголосуйте за постановку данной проблемы перед президентом России! Пока не поздно! Голосование по ссылке...»

Согласно социологическим опросам, проведенным солидными службами почтовых рассылок, 27% респондентов получают спама больше, чем личной почты. 52,5% обнаруживают спам всякий раз, когда проверяют почтовый ящик. Большинство готово подать в суд иск или выступить в качестве свидетелей по делу о спаме.

«Навязчивая сетевая реклама – настоящий бич, – пожаловался «Новым Известиям» руководитель ульяновской общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. – Ужас в том, что со спамом все давно смирились. Напрашивается рифма со СПИДом: если там борьба сводится к использованию презервативов и одноразовых шприцов, жертвы спамеров, проверяя почту, машинально удаляют все ненужные письма. Но ведь спамеры пропагандируют секс и порнографию. Недавно открыл письмо, а там такое – закачаешься! Детей боюсь к компьютеру подпускать...»

Пагубность пиратских рассылок заключается и в том, что спамеру это практически ничего не стоит, зато дорого обходится как получателю спама, так и провайдеру. Огромный объем рекламной корреспонденции может привести к чрезмерной нагрузке на каналы и почтовые серверы, из-за чего обычная почта будет доставляться со значительной задержкой. При сохранении такого темпа роста спама вести переписку скоро станет весьма проблематично.

Все начиналось со свиной тушенки

Почтовый мусор появился в Сети в середине 90-х, когда число пользователей выросло настолько, что подобными рассылками стали интересоваться рекламодатели. Уже к 1997 году заговорили о «проблеме спама», в том же году был составлен первый черный список IP-адресов серверов, рассылающих мусор.

Сам термин восходит к временам доинтернетным: в 1937 году фирма Hornel Foods разработала новый сорт свиной тушенки и объявила конкурс на лучшее название. Победил некий радиоактер из Нью-Йорка, предложивший звучное слово «СПАМ» (от Spiced Ham, то есть «перченая ветчина»). Популярности названия поспособствовала Великая депрессия – американцы закупали дешевые консервы ящиками. В массовом сознании слово застряло на десятилетия, ассоциируясь с назойливой рекламой. Знаменитая английская комик-труппа «Летающий цирк Монти Пайтона» поставила в начале 70-х скетч, где хор викингов в ресторанчике воспевал «СПАМ с яичницей с беконом и со СПАМОМ».

Слово прижилось и в Интернете, где спам – не просто грубое вторжение в чужую жизнь, а прибыльный бизнес. В среднем спам-рассылка имеет объем в несколько миллионов сообщений, которые спамеры стараются разослать за как можно меньшее время, чтобы успеть до перенастройки и обновления базы данных антиспам-фильтров. Стоимость рассылки около 100 млн. долларов за 1 млн. сообщений, суммарное количество сообщений может исчисляться десятками миллиардов писем в день. Легко оценить денежный оборот на этом рынке: сотни миллионов ежегодно. Удивительно ли, что в индустрии с таким оборотом процветают «компании полного цикла», осуществляющие весь комплекс услуг «на высоком профессиональном уровне». Фирмам или частным лицам, задумавшимся о рекламе своих товаров, легче заказать рассылку такой компании, нежели самим озаботиться написанием программ и поиском адресов потенциальных потребителей.

Защищать детей от спамеров сегодня приходится чуть ли не с младенчества.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

«Деньги для жителя Страны дураков. Подарок из Африки»

Но каким образом спамер узнает ваш адрес? Если раньше ему приходилось в поте лица листать газеты в поисках объявлений фирм и частных лиц, теперь этим занимаются специальные программы, «прочесывающие» в день сотни тысяч веб-страниц и считывающие с них слова, в которых есть обязательный для e-mail символ @. Поскольку адреса люди, а тем более компании, меняют неохотно, спам-база данных имеет срок жизни в несколько лет.

Другой вопрос: а кто отправляет спам? Да мы же и отправлям! Вернее, наши с вами компьютеры. Основная масса рассылок производится с пользовательских машин, контроль за которыми спамеры получают при помощи «троянских» программ, незаметно внедряющихся в операционную систему. Вы можете, ничего не подозревая, трудиться за компьютером изо дня в день, а ваш электронный друг ведет двойную жизнь, рассылая рекламу...

Если рекламный спам посвящен продукции, которую вы действительно можете купить (умолчим о качестве), то некоторые другие виды почтового мусора – не что иное, как попытка «развести на бабки». Один из наиболее распространенных способов получил название «нигерийские письма», поскольку большое количество таких спамов написано от имени граждан стран с нестабильной экономической ситуацией. Скажем, автор сообщает вам, что у него есть кругленькая сумма (украденные иностранные инвестиции или гранты ООН), но, поскольку деньги «грязные», разместить их в нигерийском банке никак не удается. Адресату предлагается открыть на себя счет, куда можно перечислить всю сумму. В качестве вознаграждения щедрый расхититель достояния республики готов заплатить 30%. Наивный пользователь, не желающий тратить время на открытие нового счета, открывает мошеннику доступ к уже имеющемуся – и, затаив дыхание, ждет. Ждать приходится недолго: все накопления адресата испаряются в считанные мгновения. Иногда «нигерийские письма» бьют на жалость. Какая-нибудь барышня из Зимбабве рассказывает вам трагическую историю на не вполне читаемом русском: «Повстанцы атаковали наше утро дома одного предыдущее и убили мою мать и мой отец в холодном blood». В конце письма – просьба помочь выехать из Африки в заснеженную Россию. Благодетелю ничего не остается, как переслать девушке деньги на билет и готовиться к визиту романтической красавицы. Здесь ждать придется долго – до второго пришествия...

После трагедий «Норд-Оста» и Беслана в российской Сети во множестве рассылались «нигерийские письма» с номерами банковских счетов, куда якобы нужно было перевести деньги для пострадавших и их родственников.

«Ну, спамер! Погоди!»

Спам – занятие не только предосудительное, но в ряде стран подсудное. Для многих западных фирм иски к спамерам стали рутинной работой. Наказания довольно строги. В июне этого года 24-летний программист из Техаса, терроризировавший почтовые ящики компании Microsoft и удерживающий в списке самых злостных спамеров четвертое место, был оштрафован на 1 млн. долларов. Чтобы расплатиться, он был вынужден продать дом и все имущество, после чего пошел по миру с сумой.

В КНР в этом году управление связи провинции Гуаньдун выставило штраф в 5 тыс. юаней компании, рассылавшей спам. А на прошлой неделе интернет-сообщество Поднебесной, в которой скопилось уже 20 % сетевого мусора от общемирового объема, объявило о начале обучения 1 тыс. спам-терминаторов.

А что у нас?

Год назад крупнейшие представители российского рынка высоких технологий создали антиспамовскую коалицию. Ее участники выразили желание внести поправки в российское законодательство для более эффективной борьбы со спамерами. Задача – не из легких. Вступивший в силу 1 июля 2006 года федеральный закон «О рекламе», призванный нанести сокрушительный удар по спаму, фактически приравнял к ним всех владельцев сайтов, на котором есть реклама. Статья 18 закона указывает, что «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Размещение банеров или строчной рекламы на сайте также является распространением рекламы. Получается, что банер можно показывать только с предварительного согласия всех пользователей.

В реальную борьбу со спамом новая норма вряд ли внесет ощутимый вклад: большинство спамеров используют либо вымышленные обратные адреса, либо регистрируют их на бесплатных почтовых серверах, что делает практически невозможным их идентификацию. Очень сложно и доказать связь между продавцом рекламируемого товара (услуги) со спамером – всегда можно сказать, что рассылка была сделана без его ведома.

Теоретически вычислить спамера возможно – существующие ныне технические средства это позволяют. Между тем, аналитик ульяновской компании «Креативная разработка» Андрей Кушнир не верит в реальность взятие спамера с поличным. «Технология здесь незатейлива: на бесплатных сервисах создаются несколько почтовых ящиков, оттуда с помощью специальных программ производится массовая рассылка, а затем ящики удаляются самим же спамером. После этого его следы теряются».

Члены ульяновской общественной организации «Родительское собрание», собравшиеся отлавливать спамеров, убеждены: загвоздка в отечественном законодательстве. «На Западе уже давно за нелегальную рассылку рекламной корреспонденции в Сети предусмотрено суровое наказание – вплоть до пяти лет лишения свободы. Пассивность российских депутатов позволяет нашим спамерам чувствовать себя спокойно, – сетует Константин Долинин. – Я не имею ничего против социальных рассылок, но выхожу из себя, когда мою почту забивают рекламой «виагры»!»

Вся надежда на интернет-сообщество – то есть на самих себя. Во Всемирной сети в настоящее время действует ряд антиспамерских проектов. Но и в том, что борьба со спамом в России скоро станет делом государственного значения, не приходится сомневаться.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СПАМА?

Старайтесь не оставлять своего адреса электронной почты на серверах сомнительного содержания, форумах или блогах. Никогда не отвечайте на письма незнакомцев – если спамер поймет, что поступающая вам почта читается, сыплющийся в ваш почтовый ящик мусор может возрасти многократно. Если в письме сказано, что вы можете исключить себя из списка рассылки, послав по определенному адресу команду «удалить», – это может оказаться уловкой для подтверждения вашего адреса. Если в тексте есть ссылка на картинку, ни в коем случае не нажимайте на нее – при загрузке графического файла спам-сервер автоматически отметит, что адресат читает его письмо. Чаще всего в таких случаях срабатывает банальное любопытство – приходит текст: «Привет, красавчик! Это твоя киска. Что-то мы давно не виделись. Посмотри мои фотки с моря». Охотник поглазеть на девиц в бикини непременно нажмет на следующую ссылку. Если уж ваша почта стала мишенью для спамера, недурно позаботиться не только о себе, но и о других и отправить жалобу владельцам сервера, с адреса которых осуществляется рассылка.

"