Posted 27 августа 2003,, 20:00

Published 27 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Мина на крыше

Мина на крыше

27 августа 2003, 20:00
Смертный приговор дагестанскому министру приведен в исполнение

Вчера утром в Махачкале взрывом мины направленного действия был убит министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Магомедсалих Гусаев. Неизвестные киллеры установили взрывчатку на крышу его машины, когда она стояла в пробке. По предварительной версии, убийство совершили ваххабиты, приговорившие Гусаева к смертной казни.

По всей видимости, преступники прекрасно знали распорядок дня министра и маршруты его передвижений. Место проведения операции было выбрано самое удобное – по проспекту Акушинского всегда идет плотный поток транспорта. Машины, выезжающие на него с улицы Воровского, обязательно тормозят на перекрестке и стоят порой по нескольку минут, прежде чем им удается вклиниться в общее движение.

«Волга» Гусаева не была оборудована спецсигналами и тоже встала на перекрестке. Этим и воспользовались преступники. В 8.20, когда машина министра остановилась на пересечении улиц, к ней подбежали двое молодых людей. Они положили на крышу автомобиля целлофановый пакет и убежали. Через несколько секунд раздался взрыв. По словам очевидцев, киллерам было лет по тридцать.

«Я видел стоявших недалеко от перекрестка двух молодых людей с черным пакетом, – рассказал «Новым Известиям» один из свидетелей происшествия, работник находящейся рядом обувной фабрики. – Один из них еще спросил у другого, который час. Я уже миновал ворота фабрики, когда услышал взрыв. Прибежал обратно, а там дым над машиной, она разворочена, люди кричат, а какой-то мужик плачет».

Плакал водитель служебной «Волги». Он слышал подозрительный стук по крыше, видел в зеркало убегавших парней, однако предпринять ничего не успел. Магомедсалих Гусаев погиб на месте: взрывная волна, направленная вниз, пробила крышу машины прямо над головой у министра. Шансов выжить у него практически не было. По предварительным данным, преступники прикрепили к крыше «Волги» мину мощностью 200–300 граммов в тротиловом эквиваленте. Вчера специалисты еще не успели определить, была ли мина штатным боеприпасом или самодельной бомбой.

Прокуратурой Дагестана возбуждено уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса – 105 (убийство), 277 (теракт) и 222 (незаконное приобретение, хранение, ношение и транспортировка оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов). По словам и. о. прокурора республики Магомеда Абдулхаликова, у следствия есть конкретный подозреваемый, подходящий под описание одного из преступников. Его имя пока не разглашается в интересах следствия.

В качестве основной оперативно-следственная бригада рассматривает версию убийства министра экстремистами-ваххабитами. Еще в 99-м году в Дагестане и Чечне было распространено решение шариатского суда самопровозглашенной верховной Шуры народов Чечни и Дагестана, которую возглавляет Шамиль Басаев. Этим решением ряд высших руководителей Дагестана и России (в том числе Магомедсалих Гусаев и Владимир Путин) приговаривались к смертной казни.

8 июня 2001 года было совершено первое покушение на министра. Осколочная мина была установлена в подъезде дома Гусаева и взорвалась, когда тот вышел из квартиры и направился к машине. Тогда министр получил множественные осколочные ранения, но остался жив: большую часть осколков принял на себя его рабочий портфель. В те дни Магомедсалих Гусаев прямо заявлял, что за этим преступлением стоят ваххабиты.

«Посягательство совершено экстремистами-ваххабитами ввиду моей честной позиции и частых выступлений в СМИ с их разоблачениями. Им не нравится моя прямолинейность», – сказал он тогда следователям. В прошлом году следствие по этому делу было приостановлено в связи с невозможностью отыскать преступников. Вчера Магомед Абдулхаликов распорядился возобновить производство и объединить это дело с делом об убийстве Гусаева. «Мы считаем эти преступления звеньями одной цепи», – заявил и.о. прокурора.

В правоохранительных органах не исключают связи между убийством Магомедсалиха Гусаева и убийствами четверых сотрудников управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана. «И Гусаев, и погибшие оперативники по сути занимались одним делом – борьбой с экстремистами. Поэтому мы не исключаем связи между этими преступлениями, хотя прямых тому доказательств пока нет», – сообщил вчера Магомед Абдулхаликов.

Справка «НИ»

30 октября 2001 года. Арсен Каммаев, заместитель председателя Народного собрания Дагестана, расстрелян неизвестными преступниками в Махачкале.

21 января 2002 года. Убит заместитель председателя администрации Махачкалы Ахмед Алиев.

27 сентября 2002 года. В центре Махачкалы несколько неизвестных в масках расстреляли из автоматов автомобиль «Волга», в котором находился начальник управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана Ахбердилав Акилов.

5 декабря 2002 года. Убит депутат Народного собрания Республики Дагестан, заместитель министра промышленности и торговли Республики Дагестан Салам Магомедов.

28 марта 2003 года. Звонок мобильного телефона спас от смерти депутата Госдумы от Дагестана Гаджи Махачева: пуля киллера угодила в поднятую руку, а не в голову.

12 мая 2003 года. Взорван автомобиль заместителя министра внутренних дел Дагестана Магомеда Омарова. Он получил легкую контузию.

11 августа 2003 года. У ворот собственного дома убит бывший депутат Государственной думы РФ, председатель дагестанского отделения Российского фонда мира Надиршах Хачилаев.

25 августа 2003 года. Неизвестные расстреляли сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью МВД Дагестана майора милиции Тагира Абдулаева возле его дома.

"