Рус
Eng
Приказано не знать

Приказано не знать

28 июля 2015, 00:00
Общество
Анастасия ИВАНОВА
10 августа Верховный суд рассмотрит жалобу комитета «Гражданское содействие» на приказ Минобрнауки, по которому дети не могут получить образование, если у их родителей нет регистрации по месту пребывания. Именно на него ссылаются директора школ, когда отказываются принимать новых учеников из числа мигрантов и беженцев,

За последний год только в комитет «Гражданское содействие» поступило более 30 обращений от родителей-мигрантов, чьих детей категорически отказываются брать в школы. Дело в том, что приказ Министерства образования и науки № 32 от 22 января прошлого года требует, что у ребенка должна быть постоянная или длительная временная регистрация, чтобы его могли принять в учреждение образование. В течение всего года волонтеры Центра адаптации и обучения детей беженцев при комитете «Гражданское содействие» пытались добиться права на образование для своих подопечных.

В конце июня Дауд Шах Хорун Шах из Афганистана пытался устроить троих детей в первый класс, но в столичную школу их не взяли. У Дауда нет документов о регистрации, но есть легальный статус временного убежища. Однако его недостаточно, чтобы детей приняли в школу. Впрочем, формального отказа от школы или властей так и не было: как говорится в ответе на обращение мужчины в столичный департамент образования, для записи детей в «ГБОУ Школа № 1363» Дауду необходимо «подать электронное заявление на портале государственных услуг, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://pgu.mos.ru: или с помощью сотрудников окружной службы информационной поддержки (ОСИП) департамента образования города Москвы». То есть вся помощь чиновников свелась к тому, что Дауду предложили подать заявление на запись в школу через Интернет.

«Директор школы № 1363 была не против принять детей в первый класс, но такой возможности у нее нет, – рассказал «НИ» волонтер Центра адаптации и обучения детей беженцев Денис Ланщиков. – Школам не дают брать детей. Способ только один – через сайт госуслуг, что невозможно для ребят, у которых нет регистрации. И в этой гимназии мы хотя бы получили официальный письменный ответ, в других школах только устно говорили, что есть приказ № 32, а значит мы не примем учеников. Хотя приказ не говорит не брать детей. Дело в порочности системы и, в частности, в невозможности другой подачи заявления, кроме как через сайт. И в том, как трактуют приказ № 32».

В 2011 году подобный приказ Минобрнауки уже выходил. Однако по просьбе правозащитников в ситуацию вмешался тогдашний замминистра образования Игорь Реморенко. Он подписал разъяснительное письмо, в котором было указано, что отсутствие регистрации не должно быть препятствием для поступления ребенка в школу. С этим документом волонтеры шли к директорам, которые уже не могли отказать им в приеме.

Однако в январе 2014 года Минобрнауки вдруг опубликовал новый приказ – аналогичный предыдущему, но уже без всяких оговорок и поправок.

Школы, отказывая детям, руководствуются подзаконным актом, хотя надо бы – Конвенцией по правам ребенка, отметил «НИ» экс-замминистра образования Игорь Реморенко. «Если речь идет о детях без российского гражданства, то это компетенция уже региона, а не Министерства образования. Беженцам нужно обращаться в региональные департаменты образования, которые обязаны решить проблему с устройством в школу. И они уже не имеют права отказать, поскольку в этом случае в первую очередь работает Конвенция по правам ребенка, а не приказ», – подчеркнул «НИ» г-н Реморенко.

Однако региональные департаменты, как правило, даже не знают о существовании таких проблем. Городские управления образования тоже разводят руками, ссылаясь на приказ. В подмосковном Ногинске несколько сотен беженцев, живущих здесь без регистрации. В каждой семье – по пять–семь детей, которых в школы категорически отказываются брать. «Местный департамент образования ни в какую не соглашается с нашими доводами, объяснениями, что дети должны учиться в школе и имеют на это право. У них ответ один – без регистрации ни один ребенок в школу не попадет, – рассказал «НИ» сирийский журналист Муиз Абу Алдждаил. – Из-за коррупционной составляющей регистрацию сирийцы не могут получить годами. А в результате страдают еще и дети, которым не позволено учиться в российских школах. Но люди бежали от войны, чтобы спастись, а не от хорошей жизни. Почему дети должны страдать? У нас был 11-летний ребенок, который не знал, что такое школа. Это определенно ненормальная ситуация». Теперь родители и волонтеры вынуждены брать ситуацию в свои руки: Муиз Абу Алдждаил, например, организовал в Ногинске небольшую школу для детей, где волонтеры учат их русскому языку и математике.

Некоторым родителям и правозащитникам удалось добиться, чтобы дети получали образование вместе со своими местными сверстниками. В подмосковном Лосино-Петровском, где также проживает много беженцев из Сирии, приказ Минобрнауки почему-то не оказался помехой на пути ребят к знаниям: «Нам пообещали, что с нового учебного года возьмут в разные школы всех детей, которые желают учиться. Здесь все, от охранника школы до начальника управления, видят в детях детей, помогают, вникают. Одна из учителей накупила прописей на свои деньги. Дети сияют, улыбаются и с удовольствием учатся писать и читать», – рассказала «НИ» директор Центра адаптации и образования детей беженцев Ольга Николаенко.

А в июне Заволжский районный суд Твери восстановил отчисленных из школы № 34 двоих сыновей гражданина Узбекистана Нурбека Курбанова. С февраля 2015 года десятикласснику Нусратуллоху и восмикласснику Умару директор запретила посещать школу, хотя они проучились здесь шесть лет. Дело в том, что у ребят закончился срок регистрации. При этом у отца есть вид на жительство (ВнЖ) в России. Матери и детям было отказано в получении ВнЖ, поскольку супруга Нурбека не работала. А для того чтобы снова получить разрешение на проживание, семье нужно было выехать из страны, а затем вернуться. Школа этого ждать не стала.

Директор школы сослалась на часть 3 статьи 18.9 КоАП «Оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию». Штраф за такое нарушение достигает трехсот тысяч рублей. Однако судья отметил, что директор не должен брать на себя функции миграционной службы.

Об этом же неоднократно говорила председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. «Надо категорически отделить две темы – обучение детей и вопросы регистрации. Если дети находятся на территории РФ, то они должны учиться. Об этом говорит статья 43 Конституции, где четко сказано, что право на обучение касается не только граждан России. Об этом говорят закон «Об образовании» и Конвенция по правам детей. А законностью пребывания родителей в стране пусть занимается ФМС», – отмечала г-жа Ганнушкина, комментируя «НИ» ситуацию вокруг выселения Центра адаптации детей беженцев.

Пока же комитет «Гражданское содействие» ждет решения Верховного суда по поводу жалобы на приказ Минобрнауки. С региональными департаментами образования, которые отказывают детям в их конституционном праве, решено пока не судиться: возможно, ВС встанет на сторону правозащитников.

Между тем даже в федеральном Минобрнауки убеждены, что отказ ребенку в праве на образование только из-за отсутствия регистрации – незаконен. Как пояснили «НИ» в пресс-службе ведомства, согласно российскому законодательству, беженцы и прибывшие с ними члены их семей «имеют право на обеспечение устройства детей в государственные или муниципальные школы наравне с гражданами Российской Федерации», причем «свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательной организации, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию». «В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест», – поясняют в министерстве.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter