Posted 27 июля 2005,, 20:00

Published 27 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Спасти рядового астронавта

Спасти рядового астронавта

27 июля 2005, 20:00
Старт американского космического «челнока», состоявшийся во вторник, все же ознаменовался пренеприятным происшествием. По мнению специалистов, из-за столкновения с птицей могла быть повреждена обшивка корабля. Если опасения подтвердятся, вернуться на Землю «челнок» не сможет.

Первыми ЧП заметили, как водится, журналисты, ведь за стартом Discovery наблюдали камеры 112 телекомпаний из разных стран мира. Выяснилось, что в первые же секунды после старта в носовую часть внешнего топливного бака на полной скорости врезалась весьма крупная птица. Специалисты схватились за головы от ужаса – буквально накануне было опубликовано исследование, в котором говорилось, что «успешному возвращению шаттла на Землю может помешать столкновение даже с 10-граммовым телом, если соударение затронет особо чувствительный участок обшивки». Но основные неприятности были еще впереди. Сразу после рокового столкновения одна из видеокамер, установленных на внешней стороне космического корабля, зафиксировала, как от его нижней части оторвалась четырехсантиметровая плита теплоизоляционной обшивки. В этот момент за головы схватился весь космодром. Американцы прекрасно помнят, что три года назад аналогичная плитка погубила шаттл Columbia. Отвалившийся при старте кусок теплоизоляции пробил обшивку крыла, но никто этого не заметил. Когда же шаттл собрался возвращаться домой и вошел в плотные слои атмосферы, поврежденное крыло стало стремительно разрушаться, Columbia загорелась и взорвалась в 100 км от Земли.

Дальше – больше, через 2 минуты 5 секунд после старта, как раз в тот момент, когда произошел отстрел двух отработанных твердотопливных ракет, от Discovery отвалился крупный фрагмент неизвестного происхождения. Его судьба так и осталась невыясненной, поскольку он быстро исчез из поля зрения камер. Зато они зафиксировали целых два обломка, опять же неизвестного происхождения. Повредили или нет они обшивку Discovery, специалисты NASA смогут сказать только после детального анализа фото- и видеоматериалов, чем в настоящее время и занимаются.

Сразу после неудачного старта заместитель руководителя программы Space Shuttle Уэйн Хейл растерянно произнес: «Пока ничего определенного мы сказать не можем, но надеемся, что произошедшее никак не повлияет на исход экспедиции. Вполне вероятно, отделяющиеся от ракеты-носителя предметы – это всего лишь куски бумаги, которой покрываются сопла перед стартом». Версия об абсолютно безвредной бумаге показалась столь удобной космическим чиновникам России и США, что глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов продолжал настаивать на ней вплоть до вчерашнего дня. В это же самое время руководитель полетов российского ЦУПа Владимир Соловьев уже официально заявил, что загадочные обломки – это «фрагменты обшивки, которые отваливались всегда, но раньше на них никто не обращал внимания, Discovery они не повредят».

Специалисты NASA настроены не столь оптимистично. «Камера зафиксировала отделение фрагмента от топливного бака, а также отделение маленького фрагмента теплозащитной плитки со створок, закрывающих переднее шасси», – говорится в официальном сообщении, опубликованном на сайте Национального аэрокосмического агентства США. Однако больше всего пугает экспертов загадочное белое пятно длиной в несколько сантиметров, появившееся на корпусе корабля. Ученые из Центра космических исследований имени Кеннеди надеются, что это «всего лишь царапина, оголившая белую термоизоляцию». Между тем представитель американского Центра управления полетами Джон Шэннон заявил, что не исключает и самый плохой вариант, – откол фрагмента термоизоляции.

Единственный способ расставить все точки над «i» – обследовать Discovery прямо в космическом пространстве. Этим и занимались вчера астронавты. С помощью специального манипулятора-шланга OBSS, оснащенного видеокамерами и датчиками, они обследовали днище и крылья своего космического корабля. Сегодня при подлете к МКС Discovery выполнит кувырок, пролетев «кверху брюхом» на расстоянии около 180 м под станцией, что позволит ее экипажу, Сергею Крикалeву и Джону Филиппсу, сфотографировать обшивку шаттла. Полученные данные будут переправлены на Землю. Только после их тщательного анализа руководство NASA окончательно решит, что же делать с шаттлом?

На самом деле вариантов здесь всего два. Либо 7 августа, как и было запланировано, Discovery возвращается на Землю, либо он остается на вечном приколе у МКС, а человечество приступает к небывалой по своим масштабам экспедиции по вызволению астронавтов из космического плена. Официальный представитель «Роскосмоса» Вячеслав Давыденко сообщил «НИ»: «Имеющийся на МКС корабль-спасатель «Союз-1» для этих целей не подходит, хотя бы потому, что он трехместный, экипаж шаттла туда даже, как сельдей в бочку, к сожалению, не напихаешь. Спасать своих астронавтов американцам придется самостоятельно». Впрочем, в московском отделении NASA «НИ» заявили следующее: «В Центре космических исследований имени Кеннеди находится еще один космический челнок Atlantis. В критической ситуации он вылетит на МКС для проведения операции спасения, как и было запланировано ранее. К сожалению, сейчас никто не может дать стопроцентной гарантии, что и с Atlantis ничего не случится».

Месяц до прилета спасательной экспедиции экипажу Discovery придется провести на МКС. Официальный представитель Института медико-биологических проблем Марк Белаковский заверил «НИ», что «на Международной космической станции сейчас имеется большой запас питьевой воды и продуктов питания, системы жизнеобеспечения работают нормально, так что космонавты смогут продержаться там достаточно долго». Весь вопрос, в каких условиях? В неофициальных разговорах с журналистами эксперты NASA, находившиеся в подмосковном ЦУПе, отмечали, что «еды и воды на станции для девяти человек (экипаж МКС плюс астронавты с Discovery), может быть, и хватит на месяц, а вот резервы туалета весьма ограничены. Санузел способен утилизировать продукты жизнедеятельности только трех человек, система же жизнеобеспечения «челнока» рассчитана на кратковременные полеты». К счастью, самого страшного, кислородного голодания удастся избежать. «На МКС имеются достаточные запасы кислорода, есть он и на пристыкованном к ней грузовом корабле «Прогресс», да и «челнок» привез кислород», – отмечают эксперты.

"