Posted 28 июня 2018,, 13:49

Published 28 июня 2018,, 13:49

Modified 7 марта, 16:58

Updated 7 марта, 16:58

Олег Сысуев

Олег Сысуев: как Черномырдин не дал повысить пенсионный возраст

28 июня 2018, 13:49
Фото: Эхо Москвы
Олег Сысуев
Бывший вице-премьер и министр труда и социального развития (в 1997-1998 годах) Олег Сысуев вспоминает, как ещё в те времена "молодые реформаторы" в правительстве предлагали повысить возраст выхода на пенсию. Тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин среагировал очень неожиданно.
Сюжет
Пенсии

"Не скрою, что в качестве заместителя председателя Правительства я пытался безуспешно провести подобного рода решения. Конечно, не такие лихие, как повышение на 5 лет мужчинам и на 8 лет женщинам, - рассказал Олег Сысуев в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Но когда я приехал на первое заседание Правительства и, собственно, Борис Немцов тоже, в котором мы принимали участие, было о бюджете Пенсионного фонда. И наши молодые, кучерявые головы, ничтоже сумняше, когда спросили – "А вы что думаете, новые члены Правительства?". Мы хором заявили: "Надо повышать пенсионный возраст". И Виктор Степанович (Черномырдин, - прим.ред.) полез под стол, понимая, чем это может…

- От смеха или что с ним было? - спросил радиоведущий Алексей Нарышкин.

Нет. От страха, я думаю, чем это может кончиться. Поэтому я в этом смысле последователен. Я безусловно считаю, что надо повышать пенсионный возраст. Но в чем разница наших предложений? Она была в том, что мы, которые предлагали это, члены того Правительства, как мне кажется… Ну, во-первых, отступать было некуда. Мы готовы были пожертвовать своим имиджем, авторитетом, нас называли "расстрельные должности" и так далее… От членов нынешнего Правительства. Если мы посмотрим декларацию о доходах, она будет другая несколько, если посмотреть наши доходы в то время.

Нас никто не мог обвинить в том, что мы обманываем. Мы вот так считали. А здесь, мне кажется, подобные решения могут приниматься в условиях какой-то критической массы доверия. Я не говорю, что оно должно быть всеобъемлющим и полным. Такого быть не может. Это тяжелые политические решения и надо осознавать, что они абсолютно точно повлекут за собой непонимание, зачастую какие-то выступления. Но эти решения требуют жертв. И жертвы это, как правило, бывают и в отставках, понижение рейтинга. Но они – эти решения – могут приниматься в условиях какой-то критической массы доверия.

Сейчас мы смотрим, что люди, которые сейчас предлагают повысить пенсионный возраст - всё помнит Интернет - вынимают из анналов яркие выступления тех же самых людей. Уже нарезки ходят по социальным сетям, которые говорили – "Ни в коем случае нельзя".

Они действовали в условиях политической конъюнктуры. И люди так и считают, что это опять какая-то политическая пропаганда, это обман, что можно обойтись без повышения (хотя нельзя обойтись без повышения пенсионного возраста) и нас просто дурачат.

Проблема, на которую мы повлиять, к сожалению, не можем – это огромная демографическая яма. Сейчас на пенсию выходит людей гораздо больше, чем тех людей, которые вступают в активную экономическую жизнь и они, собственно, эти люди, которых меньшинство, должны оплачивать пенсии тех, кто выходит на пенсию, и которых большинство. И этот разрыв будет каждый год увеличиваться.

Если в экономическую жизнь вступает меньшее количество людей - участников этого котла становится меньше. И дефицит Пенсионного фонда увеличивается. И поэтому ему должен кто-то помогать. Кто ему должен помогать? Бюджет Российской Федерации. Так всегда было. И бюджет Российской Федерации дотировал Пенсионный фонд Российской Федерации. Есть специальная строка в бюджете Российской Федерации, потому что денег с каждым годом все больше и больше не хватало. И мы каждый раз пытались это нивелировать, власти, на протяжении последних 20 лет, каким-то образом размышляя о том, чтобы увеличить накопительную часть пенсии, когда вы будете копить себе на пенсию, а не кому-то.

Но у нас, к сожалению, не готова экономика к этому. У нас такие скачки, что риск того, чтобы ваши деньги, которые вы пытаетесь накопить, сгорели, они очень высоки. Собственно, этот риск зачастую проявляется и сейчас".

"