Posted 28 июня 2007,, 14:10

Published 28 июня 2007,, 14:10

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

В Питере показали виртуальное «Явление Христа народу»

28 июня 2007, 14:10
В Питере показали виртуальное «Явление Христа народу»

На юбилейной выставке Александра Иванова Русский музей показал виртуальную проекцию главной картины его жизни

Заранее анонсированную выставку в честь 200-летнего юбилея выдающегося русского художника Александра Иванова в Петербурге ожидали с трепетом: «А вдруг привезут «Явление Христа народу» из Третьяковки?». Чуда не случилось, - эта большая картина размером 5,4 на 7,5 метра транспортировке не подлежит. Однако искусствоведы Русского музея, презрев законы физики и бытия, умудрились показать петербуржцам оригинал знаменитого живописного полотна.

В связи с таинственными бюрократическими проволочками со стороны Минкульта, юбиляра Александра Иванова чествовали в России с большим запозданием: в Третьяковской галерее в декабре 2006 года, а до Русского музея очередь дошла только сейчас, когда только что отметили 201-й год рождения живописца. Тем не менее, в корпусе Бенуа открылась необычайно торжественная и объемная выставка творчества Иванова. В экспозиции более 200 работ мастера, среди которых более 100 живописных и около 70 акварельных и графических зарисовок. Так широко и полно Александр Иванов в Русском музее выставлялся в далеком 1956 году.

В отдельном зале во всю стену – виртуальная проекция главной картины живописца «Явление Христа народу», и на этом неуловимом зыбком фоне размещены варианты эскизов персонажей полотна. Картина хранится в Третьяковской галерее, а большинство эскизов – в Русском музее. Герои исторического момента, пережитого человечеством, глядят на вас отовсюду: на стене напротив – уменьшенная копия произведения. Чувства народа, увидевшего воскресшего Христа, буквально осязаемы.

Хранители Третьяковской галереи, которые привезли для выставки часть работ, были в восторге от оригинального решения коллег: «Выставка в Русском музее совсем непохожа на выставку, которая прошла у нас», - твердили они на открытии. «Мы хотим опрокинуть представление об Александре Иванове, как о «художнике одной картины», - рассказала корреспонденту «Новых Известий» заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. – Этот выдающийся русский живописец внес огромный вклад в историю национального искусства и общественной мысли. Мы показали путь мастера от первых набросков до зрелости и космического замысла показать человечеству пути его нравственного развития».

Куратор выставки заведующий отделом русской живописи XVIII – первой половины XIX веков Григорий Голдовский, в свою очередь, любит повторять, что картина «Явление Христа народу» вообще-то считается творческой неудачей Александра Иванова. «Настоящими шедеврами живописи являются этюдные наброски и эскизы героев «Явления Христа народу», - сказал «НИ» Григорий Голдовский.

В этом убеждении искушенного искусствоведа трудно усомниться, тем более, известно, что в 2006 году на «русском аукционе» в Швеции эскиз Иванова «Голова раба», на котором изображен один из героев знаменитой большой картины, исполненный маслом на бумаге, был продан за 1 миллион 420 тысяч евро. Работы Иванова – чрезвычайная редкость на аукционных торгах и ценятся очень высоко. «Иванов свято верил в то, что русскому художнику дано привести человечество к самосовершенствованию, к «золотому веку», - убежден Григорий Голдовский. – Он верил в свою миссию, божий промысел, задумав невозможное – создать картину создания мира, суть всего Евангелия. И средствами высокого искусства исправить ошибки людей, воспитать в них добро. Жаль, что он не успел завершить свой труд».

Идея картины «Явление Христа народу» пришла к Александру Иванову во время учебы в Италии. Он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Работа над картиной длилась более четверти века, и только в 1858 году Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург. «Явление Христа народу» была встречено разноречивыми суждениями, в печати высказывались взаимоисключающие мнения. Внезапная смерть художника прекратила толки. Полотно было приобретено в 1858 году императором Александром II и подарено Московскому Публичному Румянцевскому музею, а с 1930-х годов картина принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Третьяковка и Русский музей разделили все наследие Иванова. В Русский музей были переданы на хранение около 100 произведений графики и акварели, а также 99 произведений живописи, в том числе наиболее близкий к натуре большой эскиз «Явления Мессии» из собраний К. Солдатенкова и М. Боткина, в доме которого художник поселился по приезде в Петербург и в котором скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры.

Из Третьяковской галереи в экспозицию выставки вошли 10 живописных произведений, в том числе одна из наиболее совершенных работ художника - «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», эскизы к «Явлению Мессии», а также около 30 наиболее важных графических и акварельных работ из серии «Библейские эскизы».

По замыслу мастера библейские композиции должны были стать стенными росписями общественного здания, особого храма, где перед зрителями в художественных образах проходила бы вся история человечества, этапы его нравственного развития. Этот цикл стал своеобразным подведением итогов творческой жизни Иванова. По грандиозности замысла он не имеет аналогов в мировом искусстве.

Наталья Шергина, Санкт-Петербург

"