Posted 27 июня 2007,, 20:00

Published 27 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

«Замок от честного вора»

27 июня 2007, 20:00
Вчера глава МВД России Рашид Нургалиев заявил, что необходимо принудительно лечить наркоманов и алкоголиков. По его мнению, такое положение нужно закрепить в законодательных актах, направленных на профилактику правонарушений. Впрочем, эффективность таких мер вызывает серьезные опасения у наркологов. Они вспоминают печа

Еще в мае глава МВД России Рашид Нургалиев заявлял, что подростков-наркоманов нужно лечить принудительно. Вчера он продолжил тему и снова сообщил о необходимости реабилитации зависимых людей даже без их согласия. На этот раз речь шла уже о наркоманах всех возрастов. Кроме того, в группу тех, кого нужно лечить насильно, попали еще и алкоголики. По словам министра, только такие меры смогут улучшить профилактику преступлений в стране. Не тюрьма, откуда правонарушители возвращаются с прежней зависимостью, а наркологическая клиника, где напрочь отшибают тягу к алкоголю, якобы способна снизить процент рецидива правонарушений в стране.

Увы, эта часть рассуждений ошибочна, считают наркологи. «Если курс реабилитации проводится без согласия самого пациента, то результат чаще всего будет нулевым, – рассказала «НИ» нарколог центра реабилитации «Квартал» Вероника Готлиб. – Пользу от такого лечения получают разве что родственники. Пока алкоголик в клинике, они могут просто отдохнуть. Принудительное лечение – это фактически замок от честного вора. Конечно, кто-то может испугаться давления милиции или родственников и под действием страха больше не возвращаться к бутылке. Но в большинстве случаев сразу же после выхода из клиники человек вернется к прежней жизни». Г-жа Готлиб пояснила «НИ», что среди ее пациентов много подростков, которые приходят под воздействием угроз родителей или милиции. Но в любом случае они обязаны дать письменное согласие на лечение. Если молодые люди отказываются, ни о каком курсе реабилитации не может быть речи. Наркологи понимают, что это бесполезно.

Мнение экспертов подтверждает и советский опыт. Тогда правительство решило начать активную борьбу за всеобщую трезвость. Родственникам достаточно было написать заявление в милицию, чтобы пьющего члена семьи забрали в лечебно-трудовой профилакторий – печально известные ЛТП. «Бороться с проблемой пытались просто путем изоляции людей, – рассказала «НИ» психолог-консультант клиники психиатрии и наркологии «Неотон» Александр Гребнев. – Неудивительно, что после ЛТП многие возвращались к спиртному. Фактически профилактории превращались в тюрьму, где людей лечили, в том числе и трудотерапией. Я считаю, что просто взять человека и отправить на лечение – не путь борьбы с зависимостью. Нужно в первую очередь провести работу с семьей и самим потенциальным пациентом, чтобы у человека появилось желание лечиться. Но главное – выяснить причину, по которой человек пьет. Возможно, это шизофрения, а возможно – депрессия».

Среди членов Общества анонимных алкоголиков почти 30% не могут преодолеть свою болезнь и возвращаются к прежней жизни. По мнению активных членов организации, которые уже много лет не пробовали алкоголь, желание излечиться – определяющий фактор успешного лечения. «За границей людям часто дают выбор – либо тюремное заключение, либо курс реабилитации, – рассказал «НИ» член общества Алексей. – Соответственно человек может принять осознанное решение. Таким путем можно было бы пойти и у нас».

«Можно, только очень сложно. Ведь только, по официальным данным, в России насчитывается 2,3 млн. алкоголиков, – рассказал «НИ» нарколог Александр Немцов. – Чтобы реабилитировать такое количество больных, государству понадобятся огромные деньги. Кроме того, возникает вопрос о том, кого считать алкоголиком, а кого просто пьяницей. Болезнь определяется не количеством выпитого, а поведением человека. Обычно анализируют поведение, а это достаточно субъективный фактор».

"