Posted 27 июня 2004,, 20:00

Published 27 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Политический квадрат Малевича

Политический квадрат Малевича

27 июня 2004, 20:00
Впервые подобная экспозиция включает не только большевистские агитки, но и работы дореволюционных времен – всего около 100 произведений полиграфического искусства, созданных в период 1910–1950 гг. На ней представлены сюжеты в исполнении таких мастеров идеологической кисти, как Малевич, Моор, Денисов, Черемных.

История политического плаката в России началась в годы Первой мировой войны. Тогда в Москве появилось издательство «Сегодняшний лубок», для которого работали именитые художники Аристарх Лентулов и Илья Машков. Традиция лубка была подхвачена и советскими мастерами. «Подошел колбасник к Лодзи», написанный Малевичем, – яркий пример подобного творчества. Здоровенный колхозник на его плакате прогоняет с поля хилого интеллигента. Интеллигент убегает от бородатого представителя советской общественности, словно не замечая, что у него разорваны туфли, из носа идет кровь, а некогда представительный пиджак изодран в клочья.

Позже были образованы знаменитые «Окна сатиры РОСТА». В числе прочих авторов из них «выглядывал» и Владимир Маяковский. И не только как поэт, но и как талантливый художник. «Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стапятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой», – писал Маяковский.

По плакатам легко читается история Советского Союза от гражданской войны и иностранной интервенции до последующего восстановления страны. «Продовольственный налог – это маховое колесо государственного механизма», – гласит листовка, на которой схематично показано, какие блага несет народу этот вид налогообложения. Он-де и сельское хозяйство с колен поднимет, и даст возможность улучшить дело просвещения, о детях и больных позаботится и фабрики с заводами заставит работать. В общем, если верить схеме, то на продналоге держалась вся экономика молодого советского государства. Труженикам села предлагалось оставить себе 60% урожая, а остатки – поровну разделить между городом и товарищами.

Немало сил было отдано и борьбе с пережитками капитализма. Денежное вознаграждение официантов в 20-е годы заклеймили плакатом «Долой чаевые!». На нем плечистый работник общепита с гордо поднятой головой и непроницаемым взором принимает заказ у сидящего за столиком нэпмана. В 1924-м была напечатана агитка «Я безбожник». Об этой своей «вере» радостно возвещал мальчишка в отцовской шинели, волочившейся по полу и со значком Ленина на груди.

С началом Великой Отечественной войны плакатная тематика резко изменилась, но жесткий и лаконичный тон остался прежним. Главными героями военных агитационных призывов были Сталин и Гитлер. Отец всех народов изображался большим, молодым, красивым, могущественным. Он обещал победу и изобилие. Его оппонент всегда оказывался гадким, щупленьким и маленьким. Этот сморщенный старикашка с крысиным оскалом то получал мощным советским кулаком по лицу, то с перебинтованной платочком головой приказывал своей армии отступать. За первые месяцы войны «Окна ТАСС» «достали» гитлеровское окружение настолько, что главный фашистский идеолог Геббельс приговорил к смерти всех, кто участвовал в их производстве. Он обещал повесить художников и поэтов на московских фонарных столбах. А в самой Москве сатирические окна в это время рассказывали, каким грозным оружием может оказаться дирижабль, если СССР «догонит и перегонит капиталистические страны в области дирижаблестроения». Сравниться по популярности с военными воздухоплавателями могли только ворошиловские стрелки. С их помощью «каждый завод, совхоз и колхоз превращались в крепость обороны СССР». Если учесть, что на полях и у станков в это время работали в основном женщины (об этом рассказывает плакат «Заменим», изображающий советскую труженицу стальной выдержки и закалки), то обучение их стрельбе приобретало особенное значение.

«Эти плакаты отражают те настроения, которые были на самом деле. Я прекрасно помню те времена, – рассказала «НИ» одна из пожилых посетительниц выставки Маргарита Гавриловна. – Но тут не хватает еще одной известной агитки «Ты чем помог фронту?». Очень популярны были также плакаты с заветами Сталина, мы были готовы слепо следовать им. Плакаты со Сталиным были везде – и в красных уголках, и на работе, и дома. А вот про Ленина в войну никто не вспоминал».




Музейный застой

"