Posted 27 мая 2015,, 21:00

Published 27 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Председатель постоянной комиссии по развитию НКО при СПЧ Елена Тополева-Солдунова

Председатель постоянной комиссии по развитию НКО при СПЧ Елена Тополева-Солдунова

27 мая 2015, 21:00
Фонды «Династия» и «Либеральная миссия» могут быть исключены из реестра «иностранных агентов» при «изменении обстоятельств» или по решению суда. Об этом сообщил вчера глава Минюста РФ Александр Коновалов. Ранее глава ведомства заявил, что давления на НКО в России нет, а законодательство в этой области постоянно смягчае

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация вокруг «Династии»?

– Это сейчас интрига. Всем любопытно, что будет происходить. Минюст оказался в очень непростой ситуации. Дмитрий Борисович Зимин говорит, что ведомство должно извиниться, да и президент сказал, что, возможно, была допущена ошибка.

– А что думаете на этот счет вы?

– Никакой ошибки не было. Минюст действовал строго в соответствии с законом. Существующая размытая трактовка политической деятельности поддержана решением Конституционного суда. Согласно уже сложившейся практике, иностранным финансированием являются любые средства или предметы от зарубежных источников, даже условные. Так же трактуют и политическую деятельность. Ей может стать любое публичное заявление организации, даже наличие книг в их библиотеке политического содержания. Поэтому формально Минюст имел право включить «Династию» в реестр. Ведомству нужно не извиняться, а инициировать изменения, которые давно назрели. Этот случай с «Династией» под увеличительным стеклом показал все ущербные места закона «об иностранных агентах». Они наконец-то всем стали очевидны.

– Разве эти недостатки не обсуждались уже неоднократно?

– Да, все давно о них говорили. Однако, когда в реестр вносили менее известные организации, к которым имели отношение менее известные люди, это как-то не замечалось. Да и ранее не было такой ситуации, когда деньги российского гражданина были признаны иностранным финансированием. Наконец, всем стало ясно, что откладывать решение проблемы дальше – нельзя. Кстати, я согласна с Михаилом Федотовым, что с подписанием закона «о нежелательных организациях» закон «об иностранных агентах» не нужен вообще. Его нужно либо отменить, либо радикально изменить. Ведь даже если решение по «Династии» отменят, похожее может произойти с другой НКО. У нас таких частных фондов, которые основали российские бизнесмены и благотворители, достаточно много. И финансируют они свои НКО из личных средств, которые не обязательно находятся в России.

– Занимались ли, на ваш взгляд, «Династия» или «Либеральная миссия» политической деятельностью?

– Конечно, нет. В моем представлении политическая деятельность – это все, что связано с выборами, и никак иначе.

– Поможет ли ситуация с «Династией» изменить закон?

– У нас намечена встреча президиума СПЧ с Вячеславом Володиным (первый замруководителя администрации президента. – «НИ») на 3 июня, и эта тема находится в повестке для обсуждения. Надеюсь, что история с «Династией» простимулирует наконец хоть какие-то изменения. Вообще, реакция Зимина очень показательна. Для остальных организаций ярлык «иностранный агент» также является оскорбительным.

– В своем последнем интервью Александр Коновалов заявил об отсутствии давления на НКО в России. Что вы об этом думаете?

– Не могу согласиться с министром. К «неудобным» организациям, конечно, с проверками идут в первую очередь.

– Мог ли фонд «Династия» кому-то показаться «неудобным»?

– Не думаю. Я не знаю таких людей, которые бы явно с ними спорили.

– Министр также заявил, что в последние годы законодательство и административная практика по НКО двигались в сторону смягчения и либерализации. Можно ли согласиться с этим утверждением?

– Позитивные изменения есть лишь в части финансовой поддержки НКО. Она действительно из года в год увеличивается. Что касается либерализации в плане уменьшения количества проверок, то тут НКО почувствовали обратный эффект. Недавно даже было решение Конституционного суда, что существующая практика проверок прокуратурой не соответствует Конституции, позволяет, например, надзорному органу определять любые сроки исполнения своих требований. Была признана необходимость в их более жесткой регламентации. Поэтому это даже не мое мнение, а мнение Конституционного суда.

– Александр Коновалов отметил, что закон об НКО – «иноагентах» не устанавливает дополнительных обременений, ограничений или запретов, не ставит их в дискриминационное положение…

– В законе ограничения действительно минимальные. Однако на практике все иначе. Не зря некоторые организации принимают решение о ликвидации, сталкиваясь с огромным количеством проблем. Им приходится иметь дело с огромным количеством отчетности, с ними отказываются взаимодействовать органы власти, особенно в регионах, и так далее. Я знаю массу таких примеров. Возможно, министр просто об этом не знает.

"