Posted 27 мая 2007,, 20:00

Published 27 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

От Москвы до окраин

От Москвы до окраин

27 мая 2007, 20:00
За последние два года число сторонников единого госэкзамена выросло с 22 до 28%, при этом число противников ЕГЭ снизилось. К таким результатам пришли специалисты фонда «Общественное мнение». Эксперты, однако, не считают, что эти цифры отражают тенденцию. Несмотря на то, что в этом году единый госэкзамен придется сдават

Вопрос о повсеместном введении единого государственного экзамена оказался, пожалуй, самым спорным в образовательном сообществе. Руководители вузов годами спорили о том, стоит ли так кардинально менять систему поступления в институт. Однако, несмотря на бурные дискуссии, в этом году ЕГЭ по русскому языку и литературе придется сдать всем российским школьникам. Видимо, смирившись с ситуацией, россияне изменили свое отношение к новой форме госэкзаменов. Социологи выяснили, что за последние два года с 22 до 28% выросла доля россиян, одобряющих ЕГЭ. Она превысила долю тех, кто относится к нему с осуждением. Процент скептиков сократился с 29 до 23%.

При этом москвичи выступают против ЕГЭ заметно чаще, чем жители других российских регионов. В столице новшество осуждает каждый третий опрошенный, а одобряет лишь 21%. Зато среди жителей областных центров, малых городов и сел большинство респондентов относится к ЕГЭ положительно.

Большинство тех, кто безоговорочно поддерживает новый экзамен, просто плохо знают, что он из себя представляет. «ЕГЭ поддерживают в провинции, так как там считают, что с его помощью будет проще поступить в столичный вуз или вуз другого города, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Кроме того, они полагают, что «отличники» и «двоечники» в условиях ЕГЭ оказываются в одинаковом положении, так как при госэкзамене не учитывается то, как ребенок учился раньше. Это, действительно, положительные стороны новой системы. Но люди зачастую не видят минусов ЕГЭ».

В Москве, где информированность населения более высокая и где ЕГЭ уже несколько лет был введен на правах эксперимента, картина совершенно другая. Учителя и школьники относятся к нововведению настороженно. По словам преподавателя математики старших классов школы №353 Галины Горячевой, школьники часто плохо выполняют задания ЕГЭ не потому, что плохо знают предмет, а потому, что волнуются в новой обстановке. Здоровье детей оставляет желать лучшего, а на единый экзамен им приходится ехать в чужую школу. Проверять их знания будут незнакомые преподаватели. Не все выпускники психологически к этому готовы. «Я бы еще поняла, если бы его в обязательном порядке начали вводить с математики, – рассказала «НИ» г-жа Горячева. – Но в этом году в обязательном порядке ЕГЭ будет проводиться для русского и литературы. Но ведь литература – устный предмет и раскрыть свои способности к этому предмету в форме теста невозможно».

Учительница отметила также, что с введением ЕГЭ значительно выросла и нагрузка на школьников. Впрочем, по ее наблюдениям, они уже смирились с новой формой контроля знаний. У школьников просто не было выбора. «Мы госэкзамен сдавать не хотим, но что поделаешь, раз все решили за нас, – поделилась с «НИ» ученица 9-го класса школы №1295 Анастасия Кузькина. – Уже сейчас мы готовимся к ЕГЭ, который будем сдавать в 11-м классе. Вообще пробный экзамен дети сдают уже с 6-го класса. Так они привыкают к этому новшеству. Мы сразу почувствовали увеличение нагрузки. Раньше нужно было знать только суть правила, а теперь его нужно заучивать наизусть».

ШАГОМ МАРШ НА УРОК

Средним образовательным школам необходимо возвращение предмета «Начальная военная подготовка». Такое мнение на днях высказал командующий Московским военным округом генерал армии Владимир Бакин. По его мнению, НВП в школах стоит ввести из-за того, что срок службы в армии сократился в два раза. Умение разбирать винтовки и правильно надевать противогаз, приобретенное еще в «школьные годы чудесные», может хотя бы частично компенсировать недостающий год. Добиться этого можно, расширив программу «Основ безопасности жизнедеятельности» и усилив физические нагрузки на школяров. По мнению Владимира Бакина, кроме всего прочего, это поможет будущим призывникам во время прохождения военной службы.

«Об уроках военной подготовки в школах мы говорили давно, – сообщила «НИ» секретарь комиссии Союза комитета солдатских матерей по проблемам последствий вооруженных конфликтов Мария Федулова. – Но мне кажется, это глупость. Наша главная задача – создание профессиональной армии, а занятия по НВП вряд ли увеличат число желающих посвятить себя защите Родины. Если человек захочет служить в Вооруженных силах, то он сделает это по собственной воле, а не по указке учителя».

Сами педагоги от инициативы генерала Владимира Бакина не в восторге. По их мнению, дополнительных нагрузок не выдержат ни учителя, ни школьники. «Школа – это все-таки учреждение, где получают среднее образование, а не военное, – рассказала «НИ» учитель школы №1748 Светлана Шелохвостова. – На мой взгляд, необходимости занимать и без того загруженных школьников такими дисциплинами, как НВП, нет».

Эксперты убеждены: введение начальной военной подготовки – первый шаг к милитаризации государства. «Фактически школьникам не оставляют выбора: служить или работать в гражданской профессии, – рассказала «НИ» Мария Федулова. – Мы опять движемся к уравниловке, государство не хочет смотреть на таланты человека, оно видит в нем лишь «боевую единицу».

Андрей ДОЛГИХ, Карина НАРАЕВСКАЯ

"