Posted 28 апреля 2020, 16:11

Published 28 апреля 2020, 16:11

Modified 7 марта, 14:45

Updated 7 марта, 14:45

Прощай, школа! В чем ужасы дистанционного обучения

28 апреля 2020, 16:11
Глава Минпросвещения Кравцов признал, что Россия оказалась не готова к дистанционному обучению. Из-за возросшей нагрузки на трафик онлайн-платформы «зависали», а у некоторых детей не было смартфонов и ноутбуков.При этом г-н Кравцов умолчал о сути проблем, которые стали головной болью детей, родителей и учителей.

Ирина Мишина

…Только начав писать эту статью, я получила очередное сообщение из школы, где учится моя дочь: «Сейчас во время урока вылетел интернет, и нас выбросило из конференции. Те, кто не успел сдать задачи, высылайте в гугл-класс в письменном виде».

Это значит, что «технические проблемы» заставят ребенка провести лишнее время у компьютера и добавят какое-то время к домашнему заданию. Для тех, кто не в курсе, поясню: дистанционное обучение – это обычные уроки, только с дополнительной нагрузкой. В 9 часов утра, к началу первого урока, ребенок должен быть у компьютера, иначе он не попадет на видеоконференцию, или виртуальный урок. На этом уроке ребенок должен отвечать на вопросы учителя и выполнять задания, а потом сдавать их в электронном виде. Некоторые учителя, особенно математики, умеют рассчитывать объем заданий в соответствии со временем, отведенным на урок. Другие просто пишут набор упражнений, не понимая, что ребенок в начальной школе попросту не успеет их выполнить за 40 минут. В результате ребенок вместо перемены в состоянии ажиотажа доделывает необъятное задание, данное ему на уроке. После этого он должен выполненное задание сфотографировать и прикрепить в гугл-класс. Потом, не отдохнув, даже не переключившись, ученик переходит на видеоконференцию другого урока. Если опоздает – его могут не пустить. Все как в обычной школе, поблажек нет. В результате, стресс стал обычным состоянием детей, находящихся на дистанционном обучении. «Вылетевший» интернет – это, кстати, наименьшее из зол при «дистанционке». Вы, к примеру, представляете себе, что такое для 10-и летнего ребенка написать два диктанта за урок русского языка на оценку при том, что звука практически нет и учителя, диктующего задание, почти не слышно? Дочь писала такой диктант и плакала...

Но и это не самая большая проблема. Дети с самого утра и допоздна сидят у компьютера. Потому что после стандартных 5-6 уроков надо еще сделать домашнее задание. И в дополнение к нему - то, что не успели доделать на уроке, напичканном заданиями. И все это в условиях самоизоляции, без прогулок и свежего воздуха. Кстати, рекомендации самоизолироваться на даче с учащимся дистанционно ребёнком привели многих к разорению на счетах за видеоконференции в Интернете.

Сколько же часов в день может проводить подросток у компьютера?

«Подросток должен работать в следующем режиме: 40 минут у экрана компьютера, затем – 20 минут перерыва. Ребенок должен походить, посмотреть вдаль, отвлечься. Если сидеть у компьютера непрерывно, можно заработать или усугубить близорукость, возникнет спазм аккомодации – в общем, достаточно серьезные проблемы со зрением. В общей сложности подросток не должен проводить у компьютера больше 6-и часов в день. Выход за эти временные рамки может иметь мало предсказуемые последствия», - заявила «НИ» доктор медицинских наук, зав. педиатрическим отделением клиники института глазных болезней им. Гельмгольца Людмила Коголева.

«Есть дети, которым категорически запрещено проводить много времени за компьютером в силу обстоятельств, связанных со здоровьем. Но если речь идёт о среднестатистическом подростке без каких-либо очевидных противопоказаний, то время за компьютером может варьироваться от 2-х до 6-и часов в день. Если же подросток, например, сидит весь день до вечера за компьютером — это может угрожать не только зрению, но и состоянию психики», - считает педиатр районной детской поликлиники Ирина Р.

Дистанционное обучение создало массу проблем не только детям. Если ребенок на «дистанционке», родители, которые также в большинстве случаев переведены на период самоизоляции на удаленную работу, вынуждены постоянно решать технические проблемы.

Из комментариев в соцсетях.

Lor Romanova: «У меня три школьника, и я физически не осиливаю всё это, как и многие мамы, а уж детям совсем тяжко, хочется плакать».

Ирина Ваниян: «У нас двое детей, 5-й и 1-й класс, и звук не аховый, и все в одной комнате, хоть у каждого свой комп. И объём заданий большой!».

Pavel Lapin: «А где сказано, что в каждой семье, на каждого ребенка, за счет родителей должно быть по компьютеру с доступом в интернет?»

В условиях дистанционного обучения учителя повели себя по-разному. Одни ведут уроки как в обычной школе, не делая скидок и поблажек. Другие, по сути, перевели стрелки на родителей, сведя объяснения на уроке к минимуму. Зато на дом - необъятный материал для «самостоятельного освоения». Разумеется, с родителями. Потому что 10-и летний ребенок не в состоянии самостоятельно разобраться в том, что такое, например, «внешнее дыхание» и зачем нужны альвеолы, а также как они устроены (это из курса «Окружающего мира» за 4 класс). Это нужно знать для того, чтобы написать контрольную работу. Правда, при ее написании учитель разрешает пользоваться учебником и тетрадью. В чем смысл таких контрольных? В том, чтобы отчитаться и поставить галочку?

В соцсетях сейчас многие задаются вопросом: «А можно ли вообще отказаться от дистанционного обучения?». Мы обратились с этим вопросом к юристу Юрию Задорожному. «Согласно п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; за качество образования своих выпускников, за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение или незаконное ограничение права на образование. В сложившейся в настоящее время ситуации перевод на дистанционное образование является вынужденной мерой. Каждое образовательное учреждение в рамках закона разрабатывает положения о дистанционном образовании и порядок перехода на него. Вам необходимо персонально оговорить нюансы обучения с классным руководителем или директором школы. В данном случае ответственность будет лежать на родителе», - пояснил юрист. То есть отказаться от «дистанционки» теоретически можно. Но если ваш ребенок получит в результате «годовые» двойки и не будет переведен в следующий класс - виноваты в этом будете, разумеется, вы, родители. Если на видеоконференции связь плохая и дети не слышит диктант – виноваты опять же родители. Школа, по моему опыту, не считает нужным ничего предпринять, чтобы помочь ребенку или исправить ситуацию.

Из комментариев в соцсетях.

Rena Ibrahimova: «Это эксперимент. А мы - подопытные. Это все так противно… Мучаем детей и педагогов. Сколько можно издеваться над нами!».

Наталья Новакова: «Мы подписали расшеренную по сетям петицию против дистанционного обучения. Все уже понимают: коронавирус, дистанционное образование, пропуска, QR- коды, - все это звенья одной цепи, конечная цель которой - создание цифрового концлагеря».

Тем временем, дистанционное обучение уже практически одобрено на государственном уровне. В Министерстве просвещения России заявили о том, что готовы заняться законодательным урегулированием дистанционного образования. Глава ведомства Сергей Кравцов призвал присоединиться к этому процессу экспертов и заинтересованные ведомства. До этого о необходимости закрепить статус дистанционного образования говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Руководители разного уровня давно и упорно твердят нам о прелестях дистанционного образования и искусственного интеллекта. «И не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого. Я категорический противник математических школ, потому что математические школы — это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом. Так было в Советском Союзе, и мне кажется, что это не очень хороший опыт»,— считает глава Сбербанка Герман Греф.

"Чем мы страдаем? Это переполненность знаниями и недостаток навыков в обучении. Мы как работодатель в первую очередь хотим получать людей с навыками, потому что знания, обширность этих знаний сегодня являются вторичными", — сообщил глава Сбербанка, обсуждая с рядом ВУЗов программы для студентов, которые будут востребованы на рынке труда. Возникает вопрос: какое отношение глава Сбербанка имеет к образованию? В каком качестве он дает рекомендации по выбору учебных программ? Можно, конечно, предположить, что на основании того, что супруга Германа Грефа, Яна, – владелица частной школы. Вполне себе нормальной, не обремененной программами развития «искусственного интеллекта» школы, куда, к слову, переманивают лучших педагогов из ТОПовых московских школ? Почему в частной школе супруги главы Сбербанка обучение так отличается от рекомендаций Германа Грефа? Все просто. По информации Forbes, в этой школе у Грефов учатся обе дочки, туда же в садик ходит внучка Грефа — дочь его старшего сына Олега.

Выходит, Герман Греф по-разному представляет образование, которое должны получить его дети и все остальные?

«Наших детей превращают в неких биороботов. Серьёзные знания и программы заменяются тестами и играми, вводят цифровую оценку, убирают реальные экзамены, убирают человеческое общение. Цель – окончательно перейти к цифровому профилю обучающихся. Вся собранная информация впоследствии будет сопровождать человека всю его жизнь, ляжет в основу электронной трудовой книжки и всего так называемого цифрового следа, всего цифрового профиля гражданина, который тоже уже готовится. Всё это приведёт к формированию человека служебного, под выполнение определённых задач», - заявила кандидат исторических наук, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова в эфире ютуб-канала «Студия Рубеж».

Во всем происходящем есть и прагматичный экономический подтекст. Дистанционное образование делает возможным замену учителей набором лекций или , как это происходит сейчас в большинстве случаев, перекладыванием обучения детей на плечи родителей. И это ничего, что вы ничего не понимаете в анатомии или астрономии – жизнь научит. Кстати, по информации сопредседателя Межрегитнального профсоюза учителей Марины Балуевой , 21 апреля поступило сообщение, что руководство Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже планирует «корректировку» бюджета образования. Разумеется, в сторону уменьшения. «Главам администраций и директорам велено вынести предложения, и они уже услужливо предлагают, нет, не увольнения (что вы, как можно!) «приостановку вакантных ставок». Незнакомым со словесной эквилибристикой управленцев отдельно объясняю: если на одного работника нагрузить работу по двум ставкам, то соседняя ставка сразу станет «вакантной», далее вы сами сообразите, что к чему», - пояснила Марина Балуева.

Что будет дальше? Знаете, я оптимист. Но по-моему, это образовательный тупик.

Подпишитесь