Posted 28 марта 2019, 16:25
Published 28 марта 2019, 16:25
Modified 7 марта, 16:12
Updated 7 марта, 16:12
Все-таки демократия, и особенно студенческая – это большая сила. Жалко только, что границы ее в России часто начинаются и заканчиваются в свободолюбивой студенческой среде.
Ирина Зиганшина
В редакцию «НИ» пришло электронное письмо от студентов Высшей школы экономики:
«Здравствуйте! Благодаря публикации "Новых Известий" о преподавателе-антисемите из ВШЭ руководство учебного заведения обратило внимание на проблему.
Научный руководитель специализации образовательной программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета по международным отношениям Андрей Скриба отстранен от должности до конца учебного года...»
Напомним, что в нашей публикации шла речь о том, студенты факультета мировой экономики и мировой политики Вышки написали письмо в редакцию «Новых известий», в котором «обвинили академического руководителя программы в антисемитизме и грубости. По их словам, Андрей Скриба позволяет себе унижать студентов на занятиях и в интернете, а также отпускать националистические шутки...»
В подтверждение своих слов, студенты приводят посты из социальных сетей. В частности, об отстранении Скрибы сообщает канал «Ордынский инсайдер»:
«Если вы помните, ОИ уже освещал историю с руководителем Лондонской программы «Международные отношения» А. С. Скрибой. Наконец есть конкретные новости (информация получена студентами программы от С.А. Караганова): Андрей Сергеевич до конца учебного года отстранён от руководства программой, и.о. будет Е. Г. Энтина.» https://t.me/studentresearchclub/582
Скрибу обвинили в грубом отношении к студентам, некомпетентном руководстве и антисемитизме несколько десятков студентов, а история даже выплеснулась за стены вуза – то есть в «Новые Известия».
В итоге состоялась встреча активистов с комиссией деканата факультета мировой экономики и мировой политики, без которой сегодняшние новости, пожалуй, не стали бы реальностью. Вот что рассказала член инициативной группы Александра Царвуланова: «Сегодня я и еще несколько студентов из той самой инициативной группы были на встрече у декана, на которой нам было это сказано. Это приятно, что администрация нас услышала и приняла справедливые меры. Решение было за административной комиссией. Мы только предоставили все факты, которые посчитали необходимым предоставить».
А все началось с того, что студенты составили обращение к ректору ВШЭ Ярославу Кузьминову, в котором рассказали о некорректном по отношению к ним поведении Скрибы.
В то же время, нельзя не упомянуть и о том, что решение комиссии вызвало – а именно так и должны проходить все истинно демократические процедуры! - отнюдь не всеобщее ликование в студенческой среде, что вынудило членов инициативной группы опубликовать подробное объяснение своего поступка. В частности, они пишут:
«Главная причина – это наше недовольство качеством образовательных услуг. Сокращение времени изучения лондонских предметов на 60 часов, предметы-филлеры и то, например, что нам, третьему курсу, не могли найти лектора по Comparative Politics – лондонскому предмету – это не то, что ожидаешь увидеть на программе, которая позиционирует себя как одна из лучших и гордится тем, что аффилирована с University of London. Мы обнаружили серьезные несоответствия организации учебного процесса не только внутренним нормативно-правовым актам Высшей Школы Экономики, но и Федеральному Закону «Об Образовании в Российской Федерации».
Мы нашли много примеров подобных нарушений, и именно об этом, в основном, и был наш документ. Вся первая часть нашего обращения это доведение до сведения деканата всех нарушений на нашей программе. Мы не стремились найти виновных – мы стремились найти способ решить проблему. К счастью, мы его нашли: например, будет пересмотрено и официально принято несколько новых положений, таких как положение о грантах или положение о системе оценивания. Сейчас в специально собранной комиссии идёт процесс обсуждения, оценки и улучшения нашей программы, и мы думаем, что это очень хорошее достижение.
Одно из самых распространенных заблуждений, которые мы слышали – это то, что мы убрали человека с должности, потому что мы «не смогли выстроить с ним диалог». Если вы серьезно считаете, что само обращение было неким инструментом для того, чтобы сместить НЕУГОДНОГО НАМ уважаемого профессора, то вы ошибаетесь: решение об отстранении АС принимала комиссия и исключительно она. Сбор подписей (ещё раз спасибо всем подписавшим!) послужил инструментом для привлечения внимания к данной проблеме.
Во второй части нашего обращения мы просто привели факты, подкреплённые доказательствами: А. С. Скриба во время своей работы со студентами нарушил, например, Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», а также ряд положений НИУ ВШЭ и Правила внутреннего трудового распорядка НИУ ВШЭ. Как вам известно, любое нарушение несет в себе формальные негативные санкции по отношению к тому, кто совершает нарушения. Решение о санкции вынесла комиссия, собранная деканатом в составе замдеканов.
Мы хотим подчеркнуть, что АС останется на должности преподавателя, и мы надеемся, что данная ситуация создаст прецедент, после которого ни один студент нашей программы не будет терпеть оскорбления или неподобающее поведение со стороны администрации или преподавателей.
(...)
Самое плохое, что может быть – это безальтернативность. Человеку на управленческой должности необходимо чувствовать ответственность как за поступки, так и за слова. Именно так и должны функционировать нормальные институты. Наш посыл заключается в том, что терпеть неуважение к себе не то, что не стоит – с неуважением и с нарушениями можно и нужно бороться.
(...)
Необходимость открытого обращения была в том, что люди действительно видели и обратную сторону нашей образовательной программы: за престижем двух дипломов многое может спрятаться, но мы учимся на данной программе уже третий год и прекрасно видим, что говорится много, а делается мало. Наплевательское уважение точечно к студентам и унижение их личного достоинства привели к тому, что мы были вынуждены сообщать о подобных вещах деканату и ректорату, доказывать, что взрослый человек на важной должности на программе Международных Отношений не должен шутить про расу и вероисповедание. В таком университете, как ВШЭ, это просто смешно, не находите?
Решение деканата – не наше решение.
Но мы рады, что наше возмущение было услышано и поддержано, причем не только студентами, но и преподавателями, и администрацией, и деканатом, и Студенческим Советом...»
Правда, точку в этой истории ставить рано: Андрей Скриба лишь отстранен от должности научного руководителя до конца учебного года, но остается преподавателем ВШЭ.
Кстати, смущает и то, что его родители: проректор по воспитательной работе
Белорусского государственного экономического университета Сергей Скриба и декан по работе с иностранными студентами того же вуза Наталья Скриба никак не комментируют методы воспитания своего сына Андрея Сергеевича Скрибы. Между тем, преподаватель-антисемит из ВШЭ является выпускником факультета международных отношений Белорусского государственного университета.