Posted 28 марта 2015,, 15:07

Published 28 марта 2015,, 15:07

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Госдума выступает за усиление персональной ответственности глав регионов за работу электричек

28 марта 2015, 15:07
Госдума выступает за усиление персональной ответственности глав регионов за работу электричек

На прошедшем на днях «круглом столе» эксперты рассказали о ситуации с пригородными электричками, которая проанализирована в специальном докладе Института глобализации и социальных движений «Гордиев узел нерешенных проблем. 4 года. Итоги». Этот документ представлен президенту РФ и в правительство.

Как выяснилось, проблемы с пригородным железнодорожным сообщением решены лишь частично, и в основном вина за это лежит на регионах.

Прежде всего, долг регионов перед перевозчиками (именно субъекты должны компенсировать разницу между ценой билета за проезд на электричке и реальной стоимостью услуги) достиг за последние четыре года впечатляющих размеров – 38 млрд. рублей. То есть, ровно столько же, сколько, например, правительство готово выделить на всю страну по программе импортозамещения на 2015-2017 годы.

Возможность рассчитаться по долгам у регионов на самом-то деле есть. Например, они могут направить на эти цели весь налог на имущество РЖД, который железнодорожники перечисляют в региональные бюджеты. Эта сумма составляет порядка 40 млрд. рублей в год. А значит, вполне могла бы покрыть накопленную задолженность регионов за «пригородку».

Но региональные власти будто бы не собираются рассчитываться по долгам. По центральной России, а именно здесь наибольший пассажиропоток, среди наиболее злостных должников – Орловская, Брянская, Курская, Тульская области: долг каждого из регионов уже превысил сотни миллионов рублей. Но, не смотря ни на что, электрички продолжают бесперебойно работать здесь.

По мнению руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, «корень зла» – безответственность глав субъектов Российской Федерации. Например, губернатор Орловской области Вадим Потомский не считает пригородные перевозки электричками и мобильность граждан социально-значимым явлением. «Орловская область не в состоянии оплачивать эту услугу из своего бюджета. Забирая эти деньги из бюджета региона, мы не направляем их на социальные задачи, которые для нас первостепенны», – приводит слова Потомского Василий Колташев. В Туле поступают технологичнее. Губернатор Владимир Груздев, ратующий за вовлечение граждан в управление регионом, созвал совещание по вопросу электричек, но саму компанию-перевозчика туда попросту не допустили.

Эксперты отмечают, что регионы вовсе не спешат выполнять распоряжения правительства. Так, регионы фактически сорвали сроки по исполнению плана мероприятий «Концепции развития пригородного сообщения», который был утвержден правительством РФ в прошлом году. По словам гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, регионы должны были разработать комплексные планы пригородного пассажирского сообщения своих регионов с учетом пассажиропотока, маршрутов, новых рабочих мест, сезонной потребности в перевозках. Тогда бы Минтранс России мог бы согласовывать эти планы и контролировать решения по формированию регионального заказа. Тарифы на перевозки должны устанавливаться федеральными и региональными органами исполнительной власти, тогда как ФСТ России их согласовывала бы и следила бы за их выполнением.

Регионы также могут обратиться в Минфин по поводу субсидий. Но они не очень-то стремятся договариваться. «Минфин говорит, что ни один регион к нему за субсидиями не обратился», – рассказал Саакян.

В результате ситуация с электричками осложнилась настолько, что скоро не на чем будет ездить из соображений безопасности: порядка 80% поездов уже старше 20 лет. Обновлять парк вагонов не из чего – нет источников финансирования.

Международная практика такова, что перевозчики заключают договор с заказчиками сроком на 15 лет и более, отмечают в Институте проблем естественных монополий. Но в России все регионы планируют свою работу по перевозкам пассажиров максимум на год. Что, естественно, не позволяет решать проблемы развития и закупки новых электричек. Это можно сделать только в случае долгосрочного транспортного заказа – от 5 до 15 лет, отмечает Юрий Саакян.

К сожалению, сегодня десятки регионов не подписали даже годовых договоров.

Для того, чтобы разрешить ситуацию, которая действительно очень напоминает «гордиев узел», необходимо принять новый федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ». Он нужен для установления принципов госзаказа на организацию регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и ответственность за обеспечение данных перевозок, отмечает Василий Колташов. Такой закон мог бы послужить базой для улучшения ситуации в пригородном железнодорожном сообщении, уточняет, в свою очередь, депутат Госдумы РФ Валерий Селезнев. И принять его надо как можно скорее.

Еще один способ сдвинуться с мертвой точки – усилить ответственность губернаторов. Возможно, даже вплоть до уголовной – за предоставление в высшие органы власти заведомо ложных или неверных сведений о ситуации в транспортной сфере региона, и прежде всего пригородном железнодорожном комплексе, считает Валерий Селезнев. Вдобавок, стоит пересмотреть критерии эффективности исполнительной власти субъектов РФ, на основании которых, в частности, принимаются решения об отставке губернаторов. Так, критерий, связанный с мобильностью населения в регионе и транспортной доступностью, включая обеспеченность населенных пунктов пригородными электричками, должен стать одним из основных.

Что же до самих поездов-электричек, то участники «круглого стола» предложили ФСТ России разработать и утвердить методику формирования стоимости арендных платежей за подвижной состав. Также нужна долгосрочная госпрограмма (до 2025-2030 годов) закупки нового пригородного железнодорожного подвижного состава. Все это может быть сделано только при объединении усилий самих компаний, субъектов и федерального центра.

Сделать все это необходимо уже в самое ближайшее время. Сегодня проблем накопилось столько, что если ничего не изменится, электрички во многих местах могут исчезнуть, полагает депутат Селезнев. Для восстановления движения понадобятся масштабные финансовые вливания. Во всем мире пригородные электрички субсидирует государство. Там, где оно устранилось (например, в Бразилии и Мексике), электричек уже попросту нет. Впрочем, в прошлом году власти Мексики опомнились и решили реанимировать пригородное сообщение в районе столицы страны с населением 30 млн. жителей, выделив на эту программу порядка 420 млрд. рублей – если пересчитать по нынешнему курсу доллара. Даже сложно представить, в какую сумму обошелся бы подобный проект у нас.

"