Posted 27 марта 2013,, 20:00
Published 27 марта 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:17
Updated 8 марта, 05:17
Законопроект представляет собой поправки в статью 166 УК РФ («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). Действующая редакция статьи предполагает, что если автомобиль был угнан не с целью продажи, то преступник может отделаться штрафом в 200 тыс. рублей. Депутаты предлагают заменить штраф лишением свободы на срок от трех до пяти лет. Если же угон совершен с применением насилия, это будет наказываться лишением свободы на срок от 10 до 12 лет.
В пояснительной записке отмечается, что определить грань между тем, совершен угон с целью хищения или без нее, во многих случаях невозможно. Поэтому депутаты предлагают внести в УК формулировку «применение нештатного доступа к автомобилю», согласно которой преступник будет считаться виновным в совершении правонарушения в том случае, если он разрушил защитные механизмы транспортного средства. «Если применены какие-то спецсредства, вплоть до линейки, чтобы открыть машину, то это уже далеко не «взял покататься», а однозначно уголовное наказание», – заявил один из авторов законопроекта депутат Госдумы Алексей Журавлев.
По данным МВД, в России ежегодно угоняют примерно 90 тыс. автомобилей. Раскрывается менее половины из этих преступлений, причем в большинстве случаев действия злоумышленников квалифицируются как угон, а не как кража. 50–52% от общего числа приговоров за хищение транспортного средства условные, сообщил «НИ» депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Он также подготовил к внесению в нижнюю палату парламента свой вариант поправок в 166-ю статью УК и предлагает вместо формулировки «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» другую – «неправомерное завладение транспортным средством». «Эта статья Уголовного кодекса существует еще с 1960-х годов, когда машин было мало, и молодежь действительно могла угнать автомобиль с целью «покататься». Сегодняшние так называемые угоны – это криминальный бизнес, имеющий серьезные денежные обороты», – поясняет депутат Лысаков.
Главная проблема – организованные преступные группировки, специализирующиеся на угонах, подтверждает «НИ» президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Однако, по его словам, для подобных группировок «уже существует отдельная статья УК, там и сейчас наказание очень суровое – до 15 лет лишения свободы».
СПРАВКА