Готовившими покушение на Владимира Путина объявили арестованных в Одессе 28-летнего гражданина Казахстана Илью Пьянзина и 31-летнего россиянина, выходца из Чечни Адама Осмаева. Пьянзина арестовали еще 4 января после взрыва самодельной бомбы в квартире на Тираспольской улице. Пьянзин сообщил, что он и погибший при взрыве 26-летний Руслан Мадаев прибыли из Объединенных Арабских Эмиратов по приказу лидера чеченских боевиков Доку Умарова, чтобы научиться изготавливать бомбы, а затем должны были отправиться в Москву «делать диверсии на экономических объектах, в дальнейшем – покушение на Путина».
Адама Осмаева задержали 6 февраля. Он находился в международном розыске за причастность к подготовке теракта 9 мая 2007 года, когда на Профсоюзной улице в Москве была найдена начиненная взрывчаткой машина. На ноутбуке Осмаева нашли несколько видеозаписей кортежа Владимира Путина, причем, как утверждают сотрудники спецслужб, записи сделаны «в разных ракурсах»: заснята посадка премьера в автомобиль, а также расстановка машин сопровождения. Осмаев, по данным следствия, сообщил, что на пути следования премьерского кортежа собирались заложить мину, а погибший при взрыве в квартире Руслан Мадаев готовился стать шахидом.
Первым о подготовке покушения объявил вчера утром российский Первый канал, показав фрагменты допросов Осмаева и Пьянзина. Спецслужбы Украины и России от официальных комментариев отказываются. Полковник ФСБ в отставке, депутат Госдумы Геннадий Гудков в беседе с «НИ» допускает, что покушение на Владимира Путина действительно готовилось, но оглашение этого в последнюю неделю перед голосованием называет политтехнологическим приемом.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский подтверждает «НИ», что украинские спецслужбы все сообщили еще месяц назад и теперь лишь «освежили старый бутерброд». По мнению политолога Павловского, в подготовке покушения на Путина может признаться любой представитель северокавказского подполья, потому что «убить Путина – это мечта террориста, венец карьеры». Однако во время выборов «несостоявшееся покушение на кандидата – это всегда подарок». На прошлых выборах такое покушение уже раскрывали – в одной из квартир на Садовнической улице обнаружили снайперскую винтовку, из которой якобы планировалось застрелить Владимира Путина и Дмитрия Медведева во время их прохода по Васильевскому спуску для выступления перед сторонниками в день голосования 2 марта 2008 года. Потом, правда, признали, что винтовка принадлежала одной из криминальных группировок, которая никаких покушений не готовила. А в феврале 2000 года Владимира Путина, по данным Федеральной службы охраны, планировали убить во время похорон экс-мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ПОКУШЕНИЙ НА ВЛАДИМИРА ПУТИНА
Украинский сайт Vlasti.net, помимо последнего несостоявшегося покушения на российского премьера, насчитал еще 12. Первое – на похоронах Анатолия Собчака в Петербурге 24 февраля 2000 года. Осуществить замысел должны были два снайпера, нанятые «чеченским бандподпольем». Второе покушение должно было состояться в Ялте на неформальном саммите СНГ, который проходил 18–19 августа 2000 года. Путина якобы собирались взорвать при подъезде к месту встречи с главами стран СНГ. Спецслужбы задержали четырех уроженцев Чечни и двух представителей арабского мира. Третье покушение планировалось на 9–10 января 2001 года в Баку. По данным азербайджанских спецслужб, исполнителем готовился стать террорист Кянан Ростам, проходивший спецподготовку в афганских лагерях и участвовавший в боевых действиях в Чечне. Четвертое покушение могло произойти в Иране. Террористы должны были дистанционно взорвать начиненную взрывчаткой машину, когда рядом с ней проезжал президентский автомобиль. Пятым покушением сайт назвал совершенную в феврале 2002 года попытку 38-летнего жителя села Погост Владимирской области прорваться на своей «десятке» через Боровицкие ворота Кремля к президенту Путину. В результате селянин, сам назвавшийся Путиным, был направлен в седьмую московскую психбольницу. Шестую попытку через несколько дней предпринял 75-летний пенсионер Сергей Ромашкин. С пистолетом и бутылкой с какой-то смесью он пришел в приемную администрации президента, но выстрелил в голову себе. Седьмой раз произошел в ноябре 2002 года. Житель Удмуртии Владимир Широков подогнал к зданию ФСБ на Лубянке микроавтобус «Газель», якобы начиненный взрывчаткой, и потребовал для переговоров лично Путина. Широков сдался сам. Восьмое покушение – это отправка пенсионером-инвалидом из Татарстана по почте письма в Кремль. На пересылочном пункте в конверте обнаружили порошок белого цвета. Позднее оказалось, что это была мука. Новость о девятом покушении облетела мир в октябре 2002 года. Якобы двое сотрудников ФСБ России прибыли в Лондон, чтобы на встрече с бывшим подполковником ведомства Александром Литвиненко обсудить способ убийства Путина. В этом будто бы был замешан еще и Борис Березовский. Покушение решено было провести силами чеченских сепаратистов во время одной из поездок Путина по стране. Десятое покушение должно было состояться в марте 2008 года. Некто Османов якобы собирался расстрелять Путина и Медведева из снайперской винтовки, когда те должны были проходить по Васильевскому спуску к Красной площади. За несколько часов до теракта квартиру Османова взяли штурмом бойцы ФСБ. Одиннадцатое покушение – это попытка мужчины, назвавшегося сотрудником внешней разведки, прорваться на «Жигулях» в Кремль. Двенадцатым покушением сайт называет случай, произошедший в июле 2011 года. Полицейские задержали 30-летнего мужчину, пытавшегося проникнуть в Кремль, чтобы добиться выплаты зарплаты. Позднее его проверяли в больнице на вменяемость. По материалам Newsru.com |