Posted 27 февраля 2006,, 21:00

Published 27 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:18

Updated 8 марта, 09:18

Земные радости

Земные радости

27 февраля 2006, 21:00
Авиапутешествие – это не только перелет. И до, и после того, как взмыть в облака, пассажир находится в аэропорту, и от аэропортовых служб во многом зависит, вылетит ли самолет вовремя, как сложится судьба багажа, в конце концов, будете ли вы вовремя на посадке и в каком настроении зайдете на борт. Чтобы сделать пребыва

Первым делом – самолеты

Кто из нас не сталкивался с ситуацией: рейс объявили, вы уже в «стерильной» зоне, а приглашать к трапу самолета все не спешат. Или: перед выездом в аэропорт вы заглядываете на табло в Интернете, видите нужное время вылета, а по приезде неожиданно выясняется, что рейс задерживается «по техническим причинам». Из-за чего такое происходит – если погода летная и с самолетом все в порядке? Дело в том, что в России, в отличие от большинства зарубежных стран, не существует принципа «открытого неба». Воздушное пространство контролируется военными, а для гражданских судов выделены специальные воздушные коридоры. Если движение в воздухе по каким-либо причинам вдруг ограничивается – и экипажу, и пассажиру приходится ждать. Новая технология обслуживания воздушного движения, которая будет введена в «Домодедово», призвана свести подобные неожиданности к минимуму. Информация обо всех ограничениях автоматически поступает в аэродромный диспетчерский пункт, в результате чего диспетчер получает возможность оперативно принять решение о вылете, а процесс предполетной подготовки экипажа автоматизируется и, соответственно, ускоряется.

Нередко рейсы задерживаются и из-за перегруженности аэродрома – ведь на летном поле тоже есть свои «часы-пик». Чтобы избежать накладок, в работу включится система SafeDock, благодаря которой вся информация о посадке (наведение по азимуту, расстояние до места остановки, тип самолета, запланированные и активные рейсы на территории аэродрома и т.д.) будет автоматически высвечиваться как на дисплее пилотов, так и на экране наземного оператора. Это позволит более эффективно позиционировать движение самолетов к стоянкам, а значит – обеспечить бесперебойную работу аэропорта, своевременные услуги регистрации, посадки и перелета для пассажиров.

Объявляется посадка

Итак, вы прибыли в аэропорт, сдали багаж и теперь гуляете по магазинам и ресторанам в ожидании посадки. В таком деле главное – не пропустить нужное объявление, ведь время и место вылета могут измениться. Пассажирам «Домодедово» не придется напрягать уши: с марта в аэропорту начнется процесс автоматизации подачи речевых объявлений. Новая система информирования о состоянии рейсов позволит подавать одновременно несколько объявлений в разные зоны аэропорта (например, на стойках регистрации или выходах на посадку), которые удовлетворяли бы конкретным требованиям каждой авиакомпании, улучшит акустические характеристики (то есть сделает звуковую информацию более слышимой и внятной), а главное – повысит точность и оперативность подаваемой информации. Такая система может работать в ручном режиме (когда диктор выбирает необходимое объявление из списка и задает его параметры), полуавтоматическом (объявление формируется автоматически, но перед выходом подтверждается диктором), а также полностью «на автомате» – когда из базы данных аэропорта формируется оперативная полетная информация, и на ее основе собираются речевые объявления (причем не только на русском и английском, но и на других языках).

Надо отметить, что подобными многофункциональными системами могут похвастаться далеко не все мировые аэропорты – например, в амстердамском Schiphol практикуется лишь автоматический вариант, в питерском «Пулково» – полуавтоматическая подача, а аэропорт Франкфурта-на-Майне работает только по командам оператора.

Чемоданы навынос

Но вот «воздушные» треволнения уже позади, вы успешно приземлились и теперь главная задача – получить в целости и сохранности багаж. В этом пассажирам «Домодедово» поможет новая система согласования багажа BRS – (Baggage Reconciliation System). Ввести ее в эксплуатацию планируют к июню. Уникальность системы заключается в том, что она автоматически сортирует багаж по штрихкодам, отслеживает его движение с момента регистрации на рейс до отправления, записывает данные багажа по мере того, как он загружается в багажный отсек. BRS позволяет убедиться, что пассажир и его чемодан следуют одним самолетом, а в случае возникновения нестандартных ситуаций – отказа пассажира от полета, опоздания на посадку, снятия пассажира с рейса или др. – поможет быстро определить данный багаж и выгрузить его из самолета. Встроенный в систему томограф контролирует безопасность содержимого чемоданов.

Кроме того, система подключена к глобальной сети BRS, которая обеспечивает связь между различными аэропортами и позволяет произвести быстрый поиск на месте прибытия в случае отправки багажа по ошибочному маршруту. Правда, специалисты утверждают, что такого рода ошибки будут теперь практически исключены.

"