Posted 27 января 2016,, 21:00

Published 27 января 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:16

Updated 8 марта, 03:16

Завотделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский

Завотделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский

27 января 2016, 21:00
Почти 57 тысяч подписей за несколько дней собрала петиция на сайте Change.org против дополнительной сертификации иностранных лекарств. Как ранее рассказывали «НИ», правительство РФ приняло постановление, согласно которому чиновники будут инспектировать всех иностранных производителей медикаментов на соответствие междун

– Почему вы приняли решение создать петицию?

– Я услышал эту информацию по радио. Там прозвучали слова представителей крупных фармацевтических компаний, которые объяснили, чем может быть вредно для нашей страны новое решение правительства. Затем я почитал иные публикации по данной теме. В итоге я решил, что не стоит ждать и надо что-то сделать самому. Поэтому я попытался собрать подписи людей за отмену решения, которое, на мой взгляд, в нынешней ситуации выглядит неадекватным. Если честно, меня очень удивило, что так быстро стало расти число людей, которые подписывают мою петицию. Значит, это волнует очень многих, причем по всей стране.

– Что лично вас не устраивает в предложении еще раз сертифицировать иностранные лекарства?

– Мне не нравится, что сертификацию будут проводить чиновники. Кроме того, я считаю ее излишней. В части случаев они будут сертифицировать то, что и так получило уже сертификат GMP (международный стандарт надлежащей производственной практики. – «НИ»), но в своей стране. Поэтому я написал, что правильнее было бы заключить договор с центрами, где такие сертификаты выдают в развитых странах мира зарекомендовавшим себя компаниям. Мы же не создаем свой центр сертификации, который на уровне мировых стандартов будет оценивать лекарства. Получается, что просто за счет производителей чиновники будут ездить в командировки. В итоге мы можем не получить новые лекарства в ближайшее время. Потом это коснется и тех препаратов, производители которых просто не успеют получить сертификат. Не хотелось бы, чтобы нужные и проверенные, пусть только другими странами, лекарства пропали из продажи. Стоит обратить внимание и на комментарии к петиции. Например, пишут, что уже в России не хватает зарубежных лекарств, а наши отечественные дженерики не могут их заменить. Мне бы не хотелось, чтобы в стране остались малоэффективные и устаревшие лекарства.

– Что вредного в том, что проверку будут проводить чиновники?

– Я бы не доверял чиновникам проверять, а скорее бы заключил договор с признанным центром сертификации. Чиновники же могут только организовывать этот процесс, но никак не проверять.

– Видите ли вы в новом решении коррупционную составляющую?

– Само по себе это решение является коррупционным. Оно искажает систему развития рынка медицинских препаратов в нашей стране. Вместо того чтобы содействовать развитию этого рынка, наполнять его эффективными и доступными для населения лекарствами, оно будет мешать. Как вы думаете, что будут делать люди, которым какое-то из пропавших с полок аптек лекарств необходимо для лечения?

– Будут добывать его любыми способами…

– Именно так. И в этом как раз можно увидеть много коррупции. Начнутся скупки этих лекарств за рубежом, провоз их любыми путями на территорию страны. Таких людей начнет ловить таможня. От таможенников начнут откупаться, давать взятки, каким-то образом за риск тоже придется платить. Если какие-то лекарства незаконным способом появятся на территории нашей страны, то они будут стоить намного дороже, чем если бы они продавались нормально в аптеках. А на провоз препаратов для каких-нибудь известных, богатых людей правоохранительные органы вообще будут закрывать глаза. Много чего можно предсказать.

– Насколько вероятно возникновение коррупции во время инспекций, учитывая, что проверяют наши чиновники иностранные компании?

– Очень многое от самих компаний будет зависеть. В некоторых случаях приходится признать: у себя на территории эти компании никогда не дают и не берут взяток, но при работе с российскими чиновниками допускают такую возможность. Крупная компания не захочет потерять региональный рынок из-за неадекватного решения властей. Они будут следить за тем, кто принимает решение. Например, компания видит, что к ним едет конкретный чиновник. Вот он – человек, с которым надо договориться. И, помимо оплаты командировочных расходов и пошлины, ему будут лично давать еще чуть-чуть, чтобы решение было в пользу производителя. Таким образом, даже если лекарства потом появятся в продаже, они будут стоить дороже.

– Насколько сейчас распространена коррупция в отношениях между рынком лекарств и государством?

– Есть много косвенных данных, что вся эта система продажи медпрепаратов очень коррумпирована. Сейчас есть аптеки, которые находятся в сложном финансовом положении. От них требуют продавать лекарства по явно заниженным ценам. Можно было бы снизить налоги с этого бизнеса, реально поспособствовать тому, чтобы лекарства стали доступными, но при этом прибыль аптечных сетей была достаточна для их развития. Но у нас государственное регулирование данного рынка не думает о таких вещах.

"