Posted 26 декабря 2004,, 21:00

Published 26 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Чистая радость

Чистая радость

26 декабря 2004, 21:00
Детские новогодние спектакли заполняют столицу с конца декабря до десятого января.

«Если бы вы знали, как вымирает город утром первого января! Просто сюрреалистическое кино! – вспоминает свои елки в ТЮЗе у Генриетты Яновской артист Александр Ливанов. – По пустому Садовому кольцу ехал одинокий троллейбус. Войдя в салон, я увидел только одну женщину: это была актриса нашего театра. Так мы вдвоем, по безлюдному городу, ехали играть первый в новом году утренник и думали: для кого?!. Никто же не встанет!»

Но к 11 утра залы даже тех театров, что в обычные дни не слишком жалуют, забиты до отказа, поэтому все кассиры советуют родителям озаботиться покупкой билетов заранее. Стоимость зависит не только от места, но и от того, полагается ли зрителю сладкий подарок.

Сценарии елок основаны на сказках, причем наибольшей популярностью пользуются братья Гримм и Андерсен. Существует два типа новогодних представлений. Чаще всего в фойе перед спектаклем Дед Мороз со Снегурочкой водят с детишками хоровод, зажигают елку, а потом отправляют смотреть сказку, порой не имеющую отношения к Новому году. В Театре Клоунады Терезы Дуровой новогоднее представление предваряется конкурсами в фойе: нужно попасть мячом в шляпу клоуна, проскакать на игрушечной лошадке, отгадать загадку. Вдобавок всем желающим клоуны рисуют гримом на щеках цветочки.

Бывает и эксклюзив. В театре «Эрмитаж» уже второй год идут елки, написанные и поставленные Сергеем Олексяком, детским писателем, режиссером и артистом: «Родителей оставим в фойе пить чай и греться, а их чад уведем в Малый зал на часовое представление». «Новогодняя каравелла» обернется интерактивным «морским путешествием»: капитан пиратского брига, злыдень Бармалей попытается заставить зрителя развлекать его персону: петь и танцевать. В финале добро, конечно, победит, и не исключено, что дети с удовольствием побьют Бармалея.

Три спектакля в день без выходных и без замен приводят к разного рода конфузам. Первое января, третья сказка. Андрей, артист одного московского популярного театра, исполняя роль зайца, решил расслабиться. На протяжении длинной песни Деда Мороза зайцы лежали под толстым слоем специально напущенного дыма, и Андрей, точно зная, что сейчас включат музыку, открыл спрятанную в белой варежке банку с пивом. Характерный звук раздался в абсолютной тишине: как назло, музыка запоздала. Дети захохотали, мамы возмущенно зашикали, папы сочувствующе завздыхали. Дым не заполнил сцену, и незадачливый ушастый оказался на глазах всего зала. Дед Мороз в ужасе повернулся и громко прошептал: «Ты что делаешь?!» Немая сцена длилась несколько секунд, пока Андрей не протянул банку волшебнику – мол, хочешь? На следующий день зайца заменили.

Новогодние представления становятся тяжкой ношей и для всех технических служб театра. Больше всех повезло осветителям: как поставили свет в декабре, так и не снимают вплоть до начала учебной четверти. Но зато на них держится самая важная часть утренников: собственно новогоднее древо. На первой новогодней елке в одном из детских театров случился конфуз. «Елочка, гори!» – радостно воскликнул Дед Мороз, но та почему-то не озарилась праздничными огнями. «Елочка, ГОРИ!!» – но тщетно. «ЕЛКА!! ГОРИ, Я СКАЗАЛ!!» – импровизация принимала угрожающие формы. Все это время осветитель за кулисами обливался холодным потом: увы, он забыл воткнуть вилку гирлянды в розетку удлинителя. Пришлось ему выходить на сцену в рабочем комбинезоне и, руша миф о всесилии белобородого волшебника, проделывать необходимые манипуляции. В театре потом долго шутили, что Дед Мороз чуда сделать не смог, а Витя-осветитель – смог.

Перед походом на елку родители должны напомнить детям правила поведения в театре. Ведь актеры прислушиваются к гвалту в зале. В прошлом году ребенок отчаянным плачем чуть не сорвал «Госпожу Метелицу» в Театре им. Гоголя, положение спасло только хладнокровие артистов. «Мы понимаем, что трудно удержать ребенка, захваченного действием! – говорит Юлия Захарова, игравшая главную роль. – Просто нам, играющим девятый спектакль за двое суток, тоже хочется уважения».

"