Posted 27 ноября 2019,, 08:02

Published 27 ноября 2019,, 08:02

Modified 7 марта, 15:17

Updated 7 марта, 15:17

Эксперты - о медсправках: как водителю не оказаться алкоголиком и наркоманом

Эксперты - о медсправках: как водителю не оказаться алкоголиком и наркоманом

27 ноября 2019, 08:02
Решение Минздрава о дополнительном медицинском обследовании водителей взбудоражило полстраны. Тестирование на употребление наркотиков и алкоголя введут с июля 2020 г. «Каждый может стать наркоманом. Как автолюбители пострадают от нововведений Минздрава?». Такая пресс-конференция прошла в "Общественной службе новостей".

Ирина Мишина

Раньше для получения водительских прав достаточно было беседы с наркологом и нескольких справок. Теперь всё будет иначе : придется сдавать дополнительные анализы и проходить тесты, которые покажут, насколько регулярно автолюбитель употребляет алкоголь и наркотические средства. Первоначально сдачу таких тестов планировали ввести с 22 ноября, но ввиду ажиотажа и резкого высказывания президента по этому поводу проект отправили на доработку. В Минздраве планируют провести за оставшиеся полгода дополнительный анализ методов, с помощью которых из числа потенциальных водителей будут выявлять наркоманов и алкоголиков. Сообщалось, что стоимость этой процедуры может увеличиться до 5 -9 тысяч рублей.

Новая мера Минздрава вызвала бурную полемику. Нужны ли такие жесткие меры? Какие методы будут использоваться для освидетельствования и какова их стоимость?

По поводу причин введения нового теста руководитель Клиники интенсивной терапии, врач-психиатр Сергей Нурисламов высказался достаточно резко: «Уверен, что справки в большинстве случаев будут покупать. Кому это выгодно? Ищите того, кто подписал или подложил на подпись этот документ. Его и можно считать благоприобретателем от этого противоречивого нововведения. Все эти анализы никак не влияют на безопасность вождения. Допустим, сейчас водитель чист. А что с ним будет через неделю, через месяц? Он застрахован от употребления наркотиков и алкоголя навечно? На вопрос «зачем всё это?» можно ответить кратко: просто инфляция кого-то встряхнула , и этот Некто, либо определенная структура, хочет получить прибыль. Если уж мы хотим точности, то лучше сразу использовать Полиграф, а не делать бесполезные дорогостоящие и весьма спорные анализы».

Эксперт также обратил внимание на то, что вне поля зрения Минздрава остаются немаловажные моменты. Например, состояние психики водителя и степень его внимания. «Никто не думает, в каком состоянии водитель за рулем. Может, он не спал до этого двое суток, как многие иногородние таксисты, ночевал в машине, в результате не отдохнул, находится в состоянии напряжения, раздражен, агрессивен. Вообще, способен ли он сегодня управлять транспортным средством в силу психического состояния? Всё это тесты на наркозависисмоть и алкоголизм не покажут. Тем не менее, многие аварии случаются как раз по причине того, что водители такси, к примеру, перерабатывают, не высыпаются. Какие приборы это покажут?» - задается вопросом психиатр Сергей Нурисламов.

Участники пресс-конференции также обратили внимание на то, что Правила дорожного движения достаточно четко определяют нормы и порядок проверки водителя. «Инспектор может направить человека на анализы на предмет наличия в его крови наркотиков или алкоголя, если что-либо вызовет у него подозрение. Но кому-то понадобилось делать тестирование в массовом масштабе. Как можно выявить вероятность аварии, опасного вождения, аварийной ситуации не в день, когда данный человек сидит за рулем автомобиля, а загодя? К тому же встает вопрос о закупке материалов, реагентов. Кто всем этим будет заниматься и в какую сумму все это обойдется бюджету? Кто будет производить средства, при помощи которых будут проводить анализы, тестирование? Хочу также обратить внимание на то, что тестирование в массовом масштабе может привести к потере точности. И еще : в ПДД есть пункт, согласно которому водитель обязан сам оценить свое психо-физическое состояние и только после этого садиться за руль», - заявил адвокат, генеральный директор юридического центра « Правовая Защита» Дмитрий Козлов.

У журналистов возник вопрос, какие «подводные камни» видят эксперты в нововведении Минздрава. "Дело даже не в стоимости этого теста. Возникают вопросы: как полученная при тестировании водителя информация будет использоваться в дальнейшем? Каковы последствия такого тестирования?" - прокомментировал адвокат Дмитрий Козлов.

Нарколог, врач-психиатр Сергей Нурисламов также отметил, что приказ Минздрава об освидетельствовании на предмет наркозависимости и алкоголизма идет вразрез с конституционными свободами граждан. «По сути, это сбор персональных, личных данных о человеке, нарушение его прав и свободы. Возьмём, к примеру, такую ситуацию: некто находился в Голландии, курил там траву, что в этой стране законодательно не запрещено. Затем выдержал определенный период, дождался, когда организм очистится, сдал анализы, которые это подтвердили и вернулся в Россию. И что, после этого, сдав тест на наркозависимость, человек навсегда будет отстранен от вождения автомобиля на основании того, что у него обнаружат следы применения наркотического вещества? Можем рассмотреть и другой пример. Анестезиологи, реаниматологи, фармацевты, которые работают со спиртосодержащими веществами, постоянно вдыхают их пары. Что делать им? Навсегда отказаться от вождения автомобиля? Как врач могу утверждать, что у некоторых ВИЧ-инфицированных, а также у лиц, перенесших некоторые венерические заболевания, может наблюдаться головокружение. И что теперь – всех ВИЧ-инфицированных, всех, кто переболел сифилисом, навсегда лишать водительских прав?» - заявил Сергей Нурисламов. Он также сообщил, что в данный момент клиника, которой он руководит, ведет разработки в области бесконтактных методов исследования состояния водителей: «В ряде Скандинавских стран с успехом были опробованы так называемые «алкозамки», когда водитель, садясь в машину после приема алкоголя попросту не мог ее завести – аппаратура реагировала на запах», - сообщил Нурисламов.

Также эксперты назвали перспективными находящиеся в разработке тесты, при помощи которых водитель может сам себя протестировать перед тем, как садиться за руль автомобиля.

"