Posted 26 ноября 2015,, 21:00

Published 26 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:16

Updated 8 марта, 03:16

Век срочной доставки

Век срочной доставки

26 ноября 2015, 21:00
Недавно на вопрос: кого бы вы больше всего хотели видеть в День холостяка, почти все молодые жители Поднебесной ответили: «Курьера!» Дело в том, что в этот день, считающийся самым благоприятным для заведения новых знакомств и серьезных отношений, на фоне бума онлайн-продаж многие китайские ретейлеры проводят и массовые

Китайцы часто шутят: «Если женщина в копорации Ма Юня (отец-основатель китайской сети срочной доставки) остается просто женщиной, то мужчины у него все – курьеры». Индустрия срочной доставки бурно начала развиваться с ростом мобильных сетей в Китае. По данным газеты «Лос-Анджелес таймс», только за последние 10 лет здесь было создано более 8000 курьерских компаний.

Не так давно в провинции Цзянси загорелся грузовик, груженный почтовыми посылками. Сообщение в рекордно короткое время вышло в топы новостей и долгое время еще потом держалось среди лидеров в сетевом поисковике. Это стало лишним подтверждением истины о том, что система заказов и доставки в Поднебесной давно уже стала неотъемлемой составляющей жизни миллионов людей.

Индустрия срочной доставки стала развиваться в Китае еще в 80-е годы прошлого века. Но в последние 20–30 лет (с появлением Интернета) был сделан гигантский скачок. По статистике, только с 2006-го по 2012 год оборот отрасли вырос на 5,7 млрд. долларов. В те годы китайский сегмент составлял всего 33% от общемирового объема, а в 2014-м вышел на ведущие позиции в мире.

По прогнозу специалистов, в конце 2015 года доход в этой сфере может достигнуть 270 млрд. юаней. С увеличением темпов экономического развития, роста международной торговли, обмена информацией проблема доставки товаров стала еще актуальнее. Соответственно будет расти и спрос на курьерские услуги. По оценкам экспертов, Китай уже вступил в «век срочной доставки».

Серьезное внимание развитию данной отрасли уделяют и китайские власти. Только в нынешнем году тема уже дважды поднималась в докладе правительства КНР. Премьер страны Ли Кэцян похвалил индустрию, которая серьезно влияет на развитие экономики страны и, по оценкам экспертов, способна радикально изменить образ жизни людей. Одним словом, осознание, что курьерская доставка является ключевой в сфере обслуживания, пришло давно.

В прошлом году китайские власти реконструировали и расширили многие логистические узлы; парк автотранспорта пополнился десятком тысяч новых машин. Увеличивается ежедневная пропускная способность железнодорожных узлов в 65 крупнейших городах страны. Также растут воздушные перевозки. В общей сложности авиапарк пополнили 68 новых судов большой вместимости; а персонал карго увеличился на 20 тысяч человек.

Частный бизнес получает огромную поддержку властей и не только кредитами. В этом году Государственная почтовая служба и министерство коммерции КНР опубликовали совместную программу: до 2020 года в каждой провинции, в каждом городе и поселке будут созданы пункты срочной доставки, а также организована надежная связь в каждой деревне. На конец прошлого года уже функционировали 50 тыс. подобных пунктов в сельской местности, которые охватывают почти половину территорий Китая.

В Поднебесной очень много компаний срочной доставки. Их можно разделить на три группы: иностранные (к примеру, DHL, FedEx, UPS,) государственная (EMS) и частные («Шуньфэн», «Шэньтун» и т.д.). И все же частные компании более популярны и востребованы. Главным образом из-за того, что тарифы у них ниже, а скорость доставки – выше. По данным СМИ, «Шуньфэн», «Юньда», «Шэньтун», «Чжунтун», «Юаньтун» – эти пять частных компаний всегда находятся в первой пятерке.

В середине ноября в уезде Тунлу (провинция Чжэцзян) состоялась первая международная конференция индустрии экспресса. И как сообщали китайские СМИ, подобные сборы будут проводиться на регулярной основе – каждые два года. Одна из главных целей – способствовать вовлечению китайских компаний в интерконтинентальную сеть и созданию собственных брендов, которые станут известны в мире.

Тунлу не случайно называют родиной индустрии срочной доставки. Здесь работают до 70 тысяч курьеров. А владельцы таких компаний, как «Юньда», «Шэньтун», «Чжунтун», «Юаньтун» сами родом из знаменитого уезда. Сегодня выходцы из Тунлу управляют 2500 логистическими компаниями по всей стране. Годовой их совокупный доход – более 30 млрд. юаней, что составляет почти 60% от общей доли рынка экспресс-доставки в Китае.

Автор – магистрант факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

"